Электрооборудование

§ 37. Стартер


§ 35. Аккумуляторная батарея
§ 36. Генератор
§ 37. Стартер
§ 38. Приборы освещения и сигнализации
§ 39.  Магнето и запальная свеча
§ 40. Техническое обслуживание электрооборудования

§ 37. Стартер

Стартер — это электродвигатель, приводимый в действие током аккумуляторной батареи. Он имеет привод для вращения маховика с коленчатым валом двигателя. Работа стартера основана на преобразовании электрической энергии в механическую.

На тракторах МТЗ-50Л и ЮМЗ-6Л установлены стартеры СТ-350Б (64), которые служат для запуска пусковых двигателей.

Принцип действия стартера основан на обратимости электрических машин. Если к щеткам генератора подвести электрический ток, то ротор будет вращаться, т. е. генератор превратится в электродвигатель. Якорь вращается в результате взаимодействия двух магнитных полей, одно из которых создается током в обмотках возбуждения, а другое — в обмотке якоря. Для увеличения частоты вращения   якоря   в   стартере   устанавливают

                                                   5       6

Иллюстрация к статье `Электрооборудование - §  37.  Стартер`

64. Стартер пускового двигателя:

а — устройство, 6 — схема работы; / — пусковая шестерня, 2 — муфта свободного хода, 3 — рычаг, 4 — шток включения стартера, 5 — зажим присоединения провода от аккумулятора, б — зажим фазной обмотки статора. 7 — щетка, 8 — фазная обмотка, 9 — якорь, 10 — корпус, 11 — венец маховика

четыре электромагнита и соответственно четыре щетки 7. Обмотки якоря 9 последовательно соединяют с обмотками 8 возбуждения электромагнитов.

Электрический ток в обмотках стартера велик, поэтому проводники ротора и обмотки статора изготовляют из толстой медной ленты. Двигатель запускают с помощью приводного механизма, который состоит из рычага 3 с вилкой включения, шлицевой втулки с пружиной и шестерни / с муфтой 2 свободного хода. При нажатии на рычаг вилка через шлицевую втулку, пружину и муфту переместит шестерню, которая войдет в зацепление с зубчатым венцом 11 маховика. При дальнейшем нажатии рычаг переместит шток 4, который замкнет зажимы стартера и аккумуляторной батареи в единую электрическую цепь.

Вал стартера начнет вращаться и будет вращать маховик до тех пор, пока пусковой двигатель не заведется. После заводки пускового двигателя шестерня стартера автоматически разъединится с зубчатым венцом маховика с помощью муфты свободного хода.

Муфта свободного хода предотвращает разнос якоря стартера после пуска двигателя, так как она передает вращение только в одну сторону — от вала якоря стартера к пусковой  шестерне.

Устройство и действие муфты свободного хода стартера подобно устройству и действию муфты| свободного хода, описанной в§ 33.

Тракторы МТЗ-50 и ЮМЗ-6М снабжены стартерами СТ-212А (65), которые необходимы для запуска дизельных двигателей. В этих стартерах применено дистанционное управление стартером, осуществляемое с помощью электромагнитного включателя (тяговое реле).

Тяговое реле состоит из втягивающей обмотки 4 с сердечником и подвижного якоря 3, соединенного с рычагом 2 приводной шестерни.

Стартер вводится в действие ключом, установленным в замке. К контактам замка подходят провода от втягивающей обмотки и аккумуляторной батареи.

Двигатель запускают, поворачивая рукоятку ключа по часовой стрелке до отказа, т. е. замыкают цепь втягивающей обмотки. Втягивающая обмотка при прохождении тока по ней намагничивает сердечник, который втягивает внутрь себя подвижный якорь. Подвижный якорь одним концом передвигает рычаг приводной шестерни, вводя шестерню 15 в зацепление с венцом маховика, а другим концом, контактом б, замыкает цепь аккумулятор — стартер.

Ток аккумулятора приводит во вращение якорь стартера, который с помощью приводной шестерни вращает маховик с коленчатым валом.

С момента запуска двигателя приводная шестерня начинает вращаться от венца маховика и разъединяется с валом 1 якоря благодаря муфте 14 свободного хода.

После запуска двигателя ключ поворачивают в обратную сторону, цепь втягивающей обмотки размыкается, ее сердечник размагничивается, а приводная шестерня под действием пружины выходит из зацепления с венцом  маховика.

В цепи управления тяговым реле предусмотрены дополнительные реле стартера и блокировки, которые защищают стартер от «разноса» при передержке включения. Кроме того, во всем диапазоне рабочих частот вращения коленчатого вала двигателя контакты реле блокировки разомкнуты, поэтому включить стартер при работающем двигателе невозможно.

Поскольку стартер потребляет много электрического тока, его включают не больше чем на 15 с, чтобы не разрядить аккумуляторные батареи. Если в течение этого времени двигатель не заводится, стартер выключают и повторяют пуск через 1—2 мин.

                                                                                                    8     9     10

Иллюстрация к статье `Электрооборудование - §  37.  Стартер`

65. Стартер дизельного двигателя:

а — устройство, б — схема работы; / — вал якоря. 2 — рычаг включения, .3 — якорь тягового реле, 4 —удерживающая обмотка, 5 — втягивающая обмотка, 6 — контакт, 7 — зажим присоединения выводов втягивающей и удерживающей обмоток, 8 — зажим присоединения втягивающей обмотки и соединительной шины, 9 — зажим соединения провода от аккумуляторной батареи, 10 —соединительная шина, 11 — щеткодержатель, 12 — обмотка статора, 13 — обмотка якоря, 14 — муфта свободного хода, /5 — приводная шестерня, ТР — электромагнитное тяговое реле, PC — реле стартера, РБ — реле блокировки, 3 — замок, ВМ — включатель «массы», 6 — аккумуляторная батарея, С —стартер


2008-2018©