Смазочная система

§ 21. Техническое обслуживание смазочной системы


§ 19. Общее устройство и принцип действия системы
§ 20. Устройство составных частей системы
§ 21. Техническое обслуживание смазочной системы

§ 21. Техническое обслуживание смазочной системы

От чистоты масла зависит работоспособность двигателя. Загрязненное масло способствует быстрому износу трущихся поверхностей деталей.

Если несколько капель масла нанести на белую (лучше фильтровальную) бумагу, то, растекаясь, оно оставит в середине бумаги темное пятно. Долго не высыхающее пятно указывает на засмоленность масла.

При техническом обслуживании смазочной системы двигателя тракторист обязан ежесменно не раньше чем через 10 мин после остановки двигателя проверить уровень масла в картере и долить его до верхней риски масломерного стержня; устранить подтекание масла в соединениях деталей и трубок; во время работы следить за показаниями масляного манометра.

После остановки двигателя на слух проверяют работу ротора масляного фильтра. Если шум вращающегося по инерции ротора менее 30 с (что является признаком его загрязнения), необходимо разобрать фильтр и прочистить отверстия жиклеров ротора.

Через каждые 120 ч работы промывают ротор фильтра. Для этого выполняют следующие операции;

отвернув болты крепления, снимают колпак;

отвернув гайку крепления ротора, снимают его с оси;

разбирают ротор;

удаляют отложения со стенок стакана ротора и тщательно промывают его детали в дизельном топливе. Выходные отверстия жиклеров прочищают медной проволокой диаметром 1,5 мм;

собирают ротор, проследив за правильным положением уплотнительного кольца стакана в канавке корпуса ротора. Устанавливают на место ротор и колпак.

Через каждые 240 ч работы тракторист должен менять масло М-8Б (ДС-8) или М-10Б (ДС-11) в смазочной системе, предварительно промыв ее на неработающем двигателе с помощью специальной установки ОМ—ГОСНИТИ смесью, состоящей из 80% дизельного топлива и 20% дизельного масла. Масло группы В меняют через 480 ч.

Через каждые 960 ч работы необходимо промывать топливом поддон картера и маслоприемник насоса, сняв их с двигателя.

Регулировка давления масла. Давление масла в смазочной системе при нормальной частоте вращения коленчатого вала и прогретом двигателе должно быть 0,15 — ),3 МПа (двигатель Д-65) или 0,20—0,35 МПа двигатель Д-50). Если давление масла при нормальной частоте вращения коленчатого 5ала будет ниже 0,1 МПа (1 кгс/см2), двигатель надо остановить для выяснения и устранения тричин пониженного давления масла.

Давление масла регулируют на прогретом двигателе регулировочной пробкой сливного клапана масляного фильтра. Если давление масла не повышается при полной затяжке сливного клапана, снимают масляный поддон картера двигателя, промывают сетку масло-приемника и затягивают регулировочную пробку редукционного клапана масляного насоса. При наработке двигателя более 5000 мото-ч пониженное давление масла может быть вследствие износа шеек и вкладышей коленчатого вала двигателя. В этом случае необходим ремонт кривошипно-шатунной группы.

Иллюстрация к статье `Смазочная система - §  21.  Техническое  обслуживание  смазочной  системы`


30. Принципиальная схема смазочной системы двигателя:

1 — масляный поддон, 2 — масляный насос, 3 — редукционный клапан масляного насоса, 4 — масломерный стержень, 5 — промежуточная шестерня, 6 — масляный фильтр, 7 — редукционный (температурный) клапан, 8 — масляный радиатор, 9 — сливной клапан, 10— распределительный вал, 11 — манометр, 12— ось коромысел, 13 — главный масляный канал, 14 — полость шатунной шейки, 15 — коленчатый вал, 16 — маслозаливная горловина

Контрольные вопросы.

1. Назовите основные агрегаты и приборы смазочной системы двигателя.

2. По 30 проследите путь масла к трущимся деталям двигателя.

3. Каково назначение редукционного клапана масляного насоса?

4. Как происходит очистка масла от механических примесей в масляном фильтре?

5. Какие клапаны установлены в корпусе масляного фильтра и какое они имеют назначение?

6. Как проверяют уровень масла в картере двигателя и как его доливают?

7. Как регулируют давление в каналах смазочной системы двигателя?

8. Когда заменяют масло в картере двигателя?

9. Как проверить степень загрязненности масляного фильтра без его разборки?

10. Каким образом можно проверить чистоту масла в картере двигателя?


2008-2018©