Смазочная система

§ 20. Устройство составных частей системы


§ 19. Общее устройство и принцип действия системы
§ 20. Устройство составных частей системы
§ 21. Техническое обслуживание смазочной системы

§ 20. Устройство составных частей системы

Масляный насос (32). Циркуляцию масла в смазочной системе двигателя создает шестеренчатый насос. Он установлен на крышке третьего (двигатель Д-65) или первого (двигатель Д-50) коренного подшипника коленчатого вала.

Насос состоит из маслоприемника 7, корпуса 1, крышки 2 и двух шестерен. В корпусе насоса выполнены два цилиндрических колодца для установки шестерен. Ведущая шестерня 4 насоса крепится шпонкой на валу 3, который опирается на бронзовые втулки, запрессованные в корпусе и крышке насоса. Ведомая шестерня 6, находясь в зацеплении с ведущей, свободно вращается на пальце, запрессованном в корпусе. Вращаясь в разные стороны, шестерни зубьями перегоняют масло от входного отверстия корпуса к выходному 5.

В крышке насоса есть прилив, в расточке которого смонтирован редукционный клапан 10. Он предотвращает чрезмерное повышение давления, которое создается масляным насосом при пуске холодного двигателя, т. е. когда масло имеет большую вязкость. С помощью регулировочного винта 11 можно изменять давление пружины клапана. Пружину редукционного клапана регулируют на давление 0,65—0,70 МПа (6,5—7,0 кгс/см2). Подача масляного насоса 36 л/мин.

Привод масляного насоса осуществляется от коленчатого вала через приводную шестерню. У двигателя Д-50 приводная шестерня закреплена на одном валу с ведущей шестерней масляного насоса. У двигателя Д-65 ведущая шестерня насоса приводится во вращение через промежуточный валик, приводную и промежуточную шестерни, смонтированные на нижней плоскости картера распределительных шестерен.

Масляный радиатор предотвращает перегрев масла в летнее время. Он состоит из одного ряда овальных стальных трубок. К концам трубок приварены штампованные стальные коллекторы. К ним приварены штуцера, к которым крепят масло-подводящие и масло-отводящие трубки и ушки для крепления радиатора. Масляный радиатор установлен впереди водяного радиатора.

Масляный фильтр. Для очистки от механических примесей масла, циркулирующего в смазочной системе двигателя, служит центробежный масляный фильтр (33). Он смонтирован на левой стороне двигателя Д-65 (на правой стороне двигателя Д-50). Фильтр состоит из корпуса 1, колпака 7 и ротора, который свободно установлен на оси 8, закрепленной в корпусе.

Составные части ротора — корпус 5 и стакан б, скрепленные гайкой. В днище корпуса ротора имеются приливы с отверстиями В верхние отверстия приливов запрессованы втулки, закрытые сетчатыми колпачками 3. В нижние резьбовые отверстия под прямым углом к оси втулок ввернуты жиклеры 9. Нижняя половина оси 8 пустотелая. В нее запрессована трубка 12. Между трубкой и осью образовано кольцевое отверстие, по которому масло поступает от масляного насоса внутрь ротора. В средней части ось имеет два боковых сверления, совпадающих с отверстиями 2 и 4 в корпусе ротора.

Во время работы двигателя масло под давлением поступает через кольцевое отверстие оси и отверстие 2 в ротор, затем масло вытекает под давлением 0,6 МПа (6 кгс/см2) через жиклеры 9 под прямым углом к оси ротора. Под действием силы струй масла ротор начинает вращаться. При нормальном давлении масла ротор делает около 6000 об/мин. Под действием центробежной силы, возникающей при вращении, механические примеси отделяются от масла и прижимается к внутренним стенкам наружного стакана ротора. Масло, вытекающее из жиклеров ротора, стекает в поддон картера.

Очищенное масло направляется из ротора через отверстие 4 и трубку 12 на смазывание трущихся деталей двигателя. Центробежный фильтр такого типа называют по; но поточной реактивной масляной центрифугой.

В корпусе фильтра установлены три клапана: перепускной, сливной 11 и клапан термостат 13.

Перепускной клапан поддерживает давление в роторе. Если давление масла при входе в ротор повышаете до 0,65 МПа (при густом масле или загрязнен ном роторе), клапан открывается, и не очищенное масло стекает в картер двигатель Клапан регулируют на давление 0,65 -0,70 МПа (6,5—7,0 кгс/см2) регулировочной пробкой 10.

Клапан-термостат 13 служит дл перепуска холодного (очищенного) масла, которое, минуя масляный радиатор, поступает в масляные каналы двигателя. Открытие клапана должно происходить при разности давлений 0,06—0,07 МПа (0,6—0,7 кгс/см2 Клапан-термостат не регулируется.

Сливной клапан // служит дл слива излишков очищенного масла в карте при повышении давления в масляных канала двигателя. Клапан регулируют регулировочной пробкой 10 на нормальное давление масла в смазочной системе

Иллюстрация к статье `Смазочная система - §  20.  Устройство  составных  частей  системы`

32. Масленый насос.

а – схема работы, б – устройство. 1 – корпус, 2 - крышка, 3 – ведущий вал, 4 – ведущая шестерня, 5 – выходное отверстие, 6 – ведомая шестерня, 7 – масло приемник, 8 – сетка масло приемника, 9 – ось, 10 – редукционный клапан, 11 – регулировочный винт.

Иллюстрация к статье `Смазочная система - §  20.  Устройство  составных  частей  системы`


Иллюстрация к статье `Смазочная система - §  20.  Устройство  составных  частей  системы`


33. Масляный фильтр:

а — устройство, б — схема работы фильтра, в — схема работы клапана;1 — корпус,2 — отверстие входа масла в ротор, 3 — сетчатый колпачок, 4 — отверстие выхода очищенного масла; 5 — корпус ротора, 6 — стакан ротора, 7 — колпак, 8 — ось, 9 — жиклер, 10 — регулировочная пробка, 11 — сливной клапан, 12 — трубка. 13 — клапан-термостат, 14 — предохранительный клапан


2008-2018©