Смазочная система

§ 19. Общее устройство и принцип действия системы


§ 19. Общее устройство и принцип действия системы
§ 20. Устройство составных частей системы
§ 21. Техническое обслуживание смазочной системы

§ 19. Общее устройство и принцип действия системы

двигателя необходима для непрерывной подачи масла к трущимся поверхностям деталей. Во время работы двигателя его подвижные детали скользят по неподвижным.

Трущиеся поверхности двигателя, несмотря на хорошую обработку, имеют шероховатости (29). В процессе работы неровности на соприкасающихся поверхностях способствуют возникновению силы трения, препятствующей движению, тем самым снижают мощность двигателя. Трение вызывает нагрев деталей и ускоряет их износ. Чтобы уменьшить силу трения и одновременно охладить детали, между их трущимися поверхностями вводят жидкостную смазку. Жидкостное трение в десятки раз меньше, чем сухое. При жидкостном трении износ деталей во много раз меньше.

Для смазывания деталей двигателя применяют дизельное масло, получаемое из нефти. Дизельное масло обладает необходимой липкостью и вязкостью.

Иллюстрация к статье `Смазочная система - §  19.  Общее  устройство  и  принцип  действия  системы`

29. Трение сухое (о) и жидкостное (б)

Для дизельных двигателей используют высококачественные масла. Масло должно иметь высокие антикоррозионные свойства.

образовывать минимальный нагар на деталях. Для улучшения качеств к моторным маслам добавляют специальные присадки.

Все моторные масла по содержанию присадок и их назначению делятся на шесть групп: А, Б, В, Г, Д, Е.

Для двигателей сельскохозяйственных тракторов применяют масла групп Б и В. Масла группы Б используются в двигателях, работающих с применением малосернистого топлива, а масла группы В — в двигателях, работающих на сернистом топливе. Эти масла выпускают различной вязкости и маркируют так: М-8В, М-10Б. В маркировке первая буква показывает назначения масла (моторное), цифра — среднее значение вязкости в сантистоксах при 100°С, вторая буква обозначает группу.

Для смазывания деталей изучаемых двигателей следует использовать моторное (дизельное) масло: летом М-10Б (ДС-11), М-10В, а зимой М-8Б (ДС-8) и М-8В.

Масло должно быть чистым и строго соответствовать марке двигателя и сезону. Слишком вязкое масло плохо проходит в зазоры между трущимися деталями, а недостаточно вязкое не держится в зазоре. В обоих случаях увеличивается износ трущихся поверхностей деталей, и мощность двигателя снижается.

изучаемых двигателей комбинированная. Это значит, что к наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением, а к остальным — разбрызгиванием и самотеком.

Под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, клапанный механизм, втулки распределительного вала и распределительных шестерен.

В смазочную систему двигателя (30) входят поддон 1 картера, масляный насос 2, масляный фильтр б, масляный радиатор 8, масляные каналы и трубопроводы, манометр 11, маслозаливная горловина 16. Уровень масла контролируется масломерным стержнем 4 при неработающем двигателе.

Путь циркуляции масла под давлением в смазочной системе у большинства тракторных дизелей одинаков. При работе двигателя масло из поддона картера засасывается шестеренчатым насосом и подается под давлением к фильтру. Очищенное масло охлаждается в масляном радиаторе и поступает в главный масляный канал 13. Из этого канала масло проходит по сверлениям в блоке к коренным подшипникам коленчатого вала и к шейкам распределительного вала.

Иллюстрация к статье `Смазочная система - §  19.  Общее  устройство  и  принцип  действия  системы`


30. Принципиальная схема смазочной системы двигателя:

1 — масляный поддон, 2 — масляный насос, 3 — редукционный клапан масляного насоса, 4 — масломерный стержень, 5 — промежуточная шестерня, 6 — масляный фильтр, 7 — редукционный (температурный) клапан, 8 — масляный радиатор, 9 — сливной клапан, 10— распределительный вал, 11 — манометр, 12— ось коромысел, 13 — главный масляный канал, 14 — полость шатунной шейки, 15 — коленчатый вал, 16 — маслозаливная горловина

На двигателе Д-50 главная масляная магистраль отсутствует. Масло из радиатора этого двигателя поступает по каналам в корпусе фильтра и блоке цилиндров к третьему коренному подшипнику и средней шейке распределительного вала. Далее по сверлениям в распределительном и коленчатом валах масло идет ко всем шейкам.

По наклонным сверлениям в коленчатом валу масло попадает в полость 14 шатунных шеек, где дополнительно очищается и, выходя на поверхность шеек, смазывает шатунные подшипники. От первого коренного подшипника масло поступает к пальцу промежуточной шестерни и втулке шестерни топливного насоса.

По каналу в задней шейке распределительного вала (у двигателя Д-65 в средней

шейке этого вала) масло пульсирующим потоком подается в вертикальный канал блока и по каналам в головке и наружной трубке — в пустотелую ось 12 коромысел. Через отверстия в валике коромысел масло поступает к втулкам коромысел и, стекая по штангам, смазывает толкатели и кулачки распределительного вала. Стенки цилиндров и поршней, поршневые пальцы, распределительные шестерни смазываются разбрызгиванием.

На 31 представлена смазочная система двигателя Д-65. Масло заливают в картер двигателя через маслозаливную горловину /, закрепленную на крышке 3 люка камеры штанг. В верхний обработанный конец маслозаливной горловины вставляется пробка-сапун 2 с вложенной в нее набивкой из капроновой нити. Капроновая набивка выполняет роль фильтра, который очищает воздух, поступающий в картер двигателя из атмосферы. На двигателе Д-50 масло заливная горловина и сапун размещаются отдельно.

Иллюстрация к статье `Смазочная система - §  19.  Общее  устройство  и  принцип  действия  системы`
31. Схема смазывания двигателя Д-65:

1 — маслозаливная горловина, 2 — пробка-сапун, 3 — крышка люка камеры штанг, 4 — масляный фильтр. 5, 6 — трубки (подводящая масло от радиатора и отводящая масло к радиатору), 7 — масломерный стержень, 8 — масляный насос, 9 — пробка сливного отверстия, 10 — шестерня топливного насоса, 11—трубка подвода масла к клапанному механизму

Для измерения уровня масла в картере двигателя имеется масломерный стержень 7. На нижнем конце стержня выбиты две горизонтальные риски. Масло заливают до уровня верхней риски, обозначенной буквой П. Если уровень масла на неработающем двигателе будет меньше нижней риски на стержне, обозначенной буквой О, то двигатель необходимо остановить и долить свежее масло.

Рекомендуется после заливки масла в картер запустить двигатель на 2—3 мин для заполнения системы маслом. Затем следует остановить двигатель, дать маслу стечь (в течение 10 мин) и снова проверить уровень масла. При необходимости нужно добавить масла до отметки «П». Излишки масла спускают из картера двигателя через отверстие в поддоне, закрытое пробкой 9.


2008-2018©