Система охлаждения

§ 17. Устройство системы охлаждения


§ 16. Принцип работы системы
§ 17. Устройство системы охлаждения
§ 18. Техническое обслуживание системы охлаждения

§ 17. Устройство системы охлаждения

Радиатор. Радиатор служит для охлаждения воды, поступающей в него из водяной рубашки двигателя. Радиатор системы охлаждения двигателя ( 27) состоит из верхнего и нижнего баков, сердцевины /, двух стоек, пробки 4 радиатора и деталей крепления. Баки и припаянная к ним сердцевина для лучшей проводимости тепла изготовлены из латуни.

Сердцевина радиатора имеет ряд тонких поперечных пластин, через которые пропущено множество плоских вертикальных трубок, припаянных к этим пластинам. Вода, проходящая через сердцевину радиатора, разветвляется на большое число струек. При таком строении сердцевины вода охлаждается интенсивнее благодаря увеличению площади соприкосновения воды со стенками трубок.

Верхний и нижний баки соединены с рубашкой охлаждения двигателя патрубками. В нижнем баке предусмотрен сливной краник для спуска воды из радиатора, а для спуска воды из водяной рубашки двигателя в нижнюю часть блока ввернут краник 11.

В систему охлаждения воду заливают через горловину верхнего бака. В пробку заливной горловины вмонтирован паровоздушный клапан, с помощью которого внутренняя полость радиатора сообщается с атмосферой. Паровоздушный клапан состоит из парового клапана 6 и размещенного внутри него воздушного клапана 5. Паровой клапан под действием пружины плотно закрывает горловину радиатора. Если температура воды в радиаторе повышается до 105°С, то под давлением пара клапан открывается, и избыток пара выходит наружу.

Когда при охлаждении воды и конденсации пара в радиаторе создается разрежение, открывается воздушный клапан и в радиатор заходит атмосферный воздух. Закрывается воз-1ушный клапан под действием пружины, когда явление воздуха внутри радиатора уравновешивается атмосферным. Воздушный клапан позволяет полностью слить воду из системы охлаждения при закрытой крышке горловины и предохраняет трубки радиатора от разрушения под влиянием атмосферного давления при остывании двигателя.

Перед радиатором расположена шторка (у двигателя Д-65) или жалюзи 2 (у двигателя Д-50), с помощью которых можно изменить степень охлаждения радиатора потоком воздуха. Шторка радиатора может опускаться под действием пружины, находящейся в барабане, на который навернута шторка. Для удержания шторки в заданном положении барабан фиксируется стопорным механизмом управления. Для опускания (открытия) шторки нужно нажать на рукоятку управления, расположенную на щитке приборов.

Пластины жалюзи поворачиваются рукояткой, предусмотренной в кабине тракториста.

Вентилятор и водяной насос (28, а). Вентилятор состоит из шести (у двигателя Д-50 из четырех) лопастей, приклепанных к крестовине. Крестовина 8 привернута к шкиву 7, который приводится в движение коленчатым валом с помощью ременной передачи. Шкив шпонкой и гайкой жестко закреплен на валике, который свободно вращается в корпусе 1 водяного насоса на двух шариковых подшипниках. С другой стороны на валик 3 жестко посажена крыльчатка 2 водяного насоса, представляющая собой диск с равномерно расположенными на нем шестью криволинейными лопатками, которые гонят воду в водяную рубашку двигателя.

В месте выхода валика из корпуса насоса предусмотрено сальниковое уплотнение, которое не пропускает воду. Узел уплотнения смонтирован в цилиндрическом кольце крыльчатки и застопорен в ней пружинным кольцом. В него входят текстолитовая уплотняющая шайба и резиновая манжета, которые прижимаются пружиной к упорной втулке. Вода, просочившаяся при работе насоса через уплотнение, сливается через отверстие в корпусе насоса наружу.

Водяной насос закреплен на передней стенке блока цилиндров четырьмя болтами. Между корпусом насоса и блоком установлена паронитовая прокладка. Корпус насоса имеет два патрубка: боковой соединяет полость крыльчатки водяного насоса с нижним патрубком радиатора, а верхний 5 — с корпусом термостата.

Термостат ( 27, о и б) служит для автоматического регулирования температуры воды и для ускорения прогрева двигателя после пуска. Он изготовлен из латуни и состоит из корпуса, гофрированного стакана 12 (гармошки) и штока с двойным клапаном. Внутрь стакана налита легко испаряющаяся жидкость.

При температуре воды менее 70°С основной клапан 14 термостата закрыт, а вспомогательный 13 открыт. Вода циркулирует по малому кругу (минуя радиатор). При температуре воды выше 70 С под давлением испаряющейся жидкости стакан растягивается, а шток и клапаны выдвигаются. Через открывшийся основной клапан вода пройдет в радиатор. При температуре воды выше 85 С вспомогательный клапан полностью закроет боковые отверстия корпуса и прекратит доступ воды из термостата в водяной насос.

Иллюстрация к статье `Система охлаждения - §  17.  Устройство  системы  охлаждения`


27. двигателя Д-50:

Иллюстрация к статье `Система охлаждения - §  17.  Устройство  системы  охлаждения`
а — устройство, б — положение клапанов термостата на холодном двигателе, в — положение клапанов термостата на прогретом двигателе;

1 — сердцевина водяного радиатора, 2 — жалюзи, 3 — масляный радиатор, 4 — пробка радиатора, 5 — воздушный клапан, б — яровой клапан,

 7 — термометр, 8 — термостат,

 9 —водораспределительный канал,

10 — водяной насос, 11— краник для слива воды из блока цилиндров, 12 — гофрированный стакан, 13 — вспомогательный клапан, 14 — основной клапан.

Иллюстрация к статье `Система охлаждения - §  17.  Устройство  системы  охлаждения`


 28. Водяной насос двигателя Д-65:

А – устройство, Б – привод. 1 – корпус, 2 – крыльчатка, 3 –валик, 4 – уплотнительное устройство, 5 – верхний патрубок, 6 – масленка, 7 – шкив, 8 – крестовина вентиляторов, 9 – генератор, 10 ремень.

Дистанционный термометр предназначен для контроля температуры воды в системе охлаждения. Указатель термометра помещен на щитке контрольных приборов, а датчик — в верхнем баке водяного радиатора.


2008-2018©