Газораспределительный механизм

§ 15. Техническое обслуживание газораспределительного механизма


§ 13. Устройство газораспределительного механизме.
§ 14. Фазы газораспределения и декомпрессионный механизм
§ 15. Техническое обслуживание газораспределительного механизма

§ 15. Техническое обслуживание газораспределительного механизма

Мощность двигателя будет нормальной, если клапаны открываются и закрываются в соответствии с диаграммой фаз газораспределения. В закрытом положении клапаны должны плотно прилегать к гнездам в головке цилиндров. При нарушении герметичности клапанов и фаз газораспределения мощность двигателя снижается, а расход топлива повышается, клапаны обгорают и быстро выходят из строя.

Обычно диаграмма фаз газораспределения нарушается при неправильной установке газораспределительных шестерен или нарушения зазоров между клапанами и коромыслами. Во время эксплуатации трактора трущиеся поверхности деталей газораспределительного механизма изнашиваются, и зазоры между клапанами и коромыслами увеличиваются, что приводит к более позднему открыванию и раннему закрыванию клапанов.

Чтобы газораспределительный механизм работал нормально, необходимо выполнять следующие операции:

ежесменно очищать колпак и крышку головки цилиндров от пыли и грязи и при подтеках масла подтягивать их крепления;

через каждые 240ч работы подтягивать крепления стоек осей коромысел и проверять зазоры между клапанами и бойками коромысел; при необходимости отрегулировать зазоры в клапанах и декомпрессионный механизм;

через 3000 ч работы двигателя проверить герметичность клапанов и при необходимости притереть их.

Иллюстрация к статье `Газораспределительный механизм - §  15.  Техническое  обслуживание  газораспределительного  механизма`

25. Регулировка клапанов:

1 — щуп, 2 — отвертка, 3 — гаечный ключ, 4 — регулировочный винт декомпрессора

Регулировка зазоров между клапанами и коромыслами (25). Из предмета физики известно, что все тела при нагревании расширяются (удлиняются). При нагревании стержень клапана удлиняется. Для плотной его посадки и обеспечения герметичности клапанного гнезда между стержнем клапана и бойком коромысла оставляют зазор, нормальная величина которого у прогретого двигателя 0,25 мм. Если зазор больше 0,45 мм, клапаны открываются недостаточно, а следовательно, ухудшаются наполнение цилиндpa свежим воздухом и очистка его от отработавших газов. При зазоре меньше 0,2 мм клапан, удлинившийся при нагревании, упирается в боек коромысла и неплотно закрывает свое гнездо. В этом случае компрессия в цилиндре ухудшается, а клапан обгорает.

Зазоры между клапанами и коромыслами регулируют в такой последовательности.

1. Очищают от пыли колпак головки цилиндров и снимают его.

2. Проворачивают вручную коленчатый вал двигателя до тех пор, пока впускной клапан первого цилиндра откроется и закроется, а установочная шпилька, ставленная в отверстие заднего листа (или картера маховика) не нарезанным концом, войдет в углубление но торце маховика. Для облегчения проворачивания коленчатого вала стопорные болты вихревых камер двигателя Д-50 вывертывают на два оборота. На двигателе Д-65 для этого включают декомпрессор.

3. Ослабляют контргайку 10 ( 20) регулировочного винта, ввернутого в плечо коромысла, и, вращая винт 9, устанавливают необходимый зазор между бойком и торцом клапана с помощью ленточного щупа. При нормальном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить в зазор с некоторым сопротивлением, но без усилия. Затем, поддерживая винт отверткой, надежно затягивают контргайку.

4. Аналогично регулируют зазор между другим клапаном и коромыслом первого цилиндра, убирают установочную шпильку.

5. Поворачивают коленчатый вал на пол оборота и проверяют, а если нужно, регулируют зазоры между клапанами и коромыслами третьего цилиндра. Проверяя и регулируя зазоры в клапанах каждого последующего по порядку работы цилиндра, коленчатый вал поворачивают на пол-оборота.

6. Устанавливают на место колпак головки цилиндров. Утечка масла из-под колпака после пуска двигателя недопустима. Регулировка декомпрессионного механизма. Декомпрессионный механизм регулируется одновременно с регулировкой за зазоров в клапанах следующим образом ( 18). После установки необходимого зазора в клапанах (когда клапан закрыт) повернуть рукоятку 5 декомпрессора в положение «декомпрессор включен». Ослабить контргайку одного из регулировочных винтов б декомпрессора проверяемого клапана и вывернуть винт так, чтобы он отошел от коромысла. Затем регулировочный винт нужно завернуть до касания бойка коромысла с клапаном и еще на 0,5—0,8 оборота. Удерживая винт отверткой в этом положении, ключом затянуть контргайку. Таким же образом регулируют все винты декомпрессора напротив проверяемых клапанов (в конце такта сжатия).

Неправильная регулировка декомпрессионного механизма может привести к ударам клапанов о поршни, что вызовет аварию двигателя.

Контрольные вопросы.

1. Каково назначение газораспределительного механизма?

2. Для чего между клапанами и коромыслами необходим зазор?

3. Почему шестерня коленчатого вала в два раза меньше шестерни распределительного вала?

4. Из какого материала изготовлены клапаны и чем они различаются?

5. С какой целью распределительные шестерни устанавливают по меткам?

6. Какие операции выполняют при обслуживании газораспределительного механизма?

7. Как регулируют клапаны?

8. Какова последовательность регулировки декомпрессионного механизма?

9. Для чего необходим декомпрессионный механизм?


2008-2018©