Кривошипно-шатунный механизм

§ 12. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма


§ 9. Блок-картер и головка цилиндров
§ 10. Цилиндропоршневая группа
§ 11. Шатунно-кривошипная группа
§ 12. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма

§ 12. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма

Обслуживание кривошипно - шатунного механизма сводится в основном к устранению причин, способствующих его преждевременному износу. Для этого необходимо своевременно менять масло в картере двигателя, следить за исправностью воздухопроводящей системы, контролировать работу двигателя по приборам и на слух, не перегружать двигатель. Недопустима длительная работа двигателя под нагрузкой при температуре охлаждающей жидкости ниже 70 С и выше 95 С, а также длительная работа на малой частоте вращения холостого хода. Нельзя заводить холодный двигатель при температуре окружающего воздуха ниже —5 С без предварительного прогрева.

Внешние признаки неисправностей кривошипно-шатунного механизма — снижение мощности двигателя, стуки, повышенный расход масла, топлива и дымный выхлоп отработавших газов. Стуки в двигателе возникают в результате большого износа трущихся поверхностей деталей и увеличения зазора между ними. На слух можно определить, какая деталь в двигателе стучит. Для этого рычагом подачи топлива устанавливают такую частоту вращения двигателя, при которой наиболее отчетливо слышны стуки. Лучше прослушивать двигатель с помощью стетоскопа, представляющего собой наушник, соединенный с металлическим стержнем.

Разбирать кривошипно-шатунный механизм можно только в случае крайней необходимости, так как разборка сокращает срок службы двигателя. В случае замены деталей можно пользоваться поршнями, вкладышами и поршневыми пальцами соответствующих размеров, которые выпускаются для ремонта.

Повышенный расход масла (больше 3 кг на 10 ч работы двигателя) и дымный выхлоп свидетельствуют об износе деталей поршневой группы.

Во избежание повышенного износа деталей кривошипно-шатунного механизма тракторист обязан выполнять следующие операции:

ежесменно очищать двигатель от пыли и грязи; устранять подтекание воды, масла; проверять наружные крепления деталей, обращая особое внимание на плотность соединения воздухоочистителя и впускных трубопроводов;

Иллюстрация к статье `Кривошипно-шатунный механизм - §  12.  Техническое  обслуживание  кривошипно-шатунного  механизма`

18. Продольный разрез двигателя Д-65Н:

1 — поддон картера, 2 — храповик, 3 — крышка картера распределительных шестерен, 4 — передняя опора двигателя, 5 — рукоятка декомпрессора, 6 — регулировочный винт декомпрессора, 7 — валик декомпрессора, 8 — крышка головки цилиндров, 9 — головка цилиндров, 10 — маховик, 11 — крышка люка камеры штанг, 12 — распределительный вал, 13 — коленчатый вал, 14 — картер маховика, 75 — канал для подвода масла к клапанному механизму, 16 — пробка сливного отверстия, 17 — маслоуспокоительный щиток.

Иллюстрация к статье `Кривошипно-шатунный механизм - §  12.  Техническое  обслуживание  кривошипно-шатунного  механизма`

 19. Последовательность затяжки гаек: а — двигателя Д-50, б — двигателя Д-65

проверять уровень и состояние масла в картере двигателя; во время работы наблюдать за давлением масла и цветом выпускных газов. При появлении признаков ненормальной работы следует устранить неисправности;

через каждые 60 ч работы заменить масло в поддоне воздухоочистителя, промыть и смочить маслом сетки воздухоочистителя;

через каждые 960 ч работы промыть и смочить маслом набивку сапуна. Вместе с мастером-наладчиком проверить техническое состояние двигателя без разборки, при необходимости с разрешения инженера-механика и при участии мастера-наладчика в помещении мастерской заменить поршневые кольца, осмотреть детали кривошипно-шатунного механизма, очистить от нагара головку цилиндров и поршни.

После установки головки цилиндров на блок-картер необходимо затянуть гайки крепления в определенной последовательности (19).

При нормальной эксплуатации детали кривошипно-шатунного механизма работают без замены не менее 5000 мото-ч. При зазоре между шейками коленчатого вала и вкладышами 0,3 мм или овальности шеек 0,15 мм необходимо перешлифовать шейки и заменить вкладыши.

Допустимый зазор между юбкой поршня, установленного в ВМТ, и цилиндром — не более 0,6 мм. Поршни необходимо заменить, если зазор между канавкой и новым компрессионным кольцом по высоте превышает 0,4 мм. Поршневое кольцо заменяют, если зазор между ним и канавкой поршня более 0,5 мм или зазор в замке кольца, вставленного в цилиндр, превышает 4 мм.

Контрольные вопросы.

1. Перечислите корпусные детали двигателя.

2. Какое назначение выполняют перегородки в блок-картере?

3. Для чего служит кривошипно-шатунный механизм?

4. Из каких деталей состоит кривошипно-шатунный механизм?

5. Для чего предназначен сапун?

6. Чем ограничивается осевое перемещение коленчатого вала?

7. Каким образом очищается масло в полостях шатунных шеек коленчатого вала?

8. Из какого материала изготовлены подшипники коленчатого вала?

9. Каково назначение поршневых колец?

10. Перечислите основные признаки неисправностей кривошипно-шатунного механизма.


2008-2018©