Кривошипно-шатунный механизм

§ 11. Шатунно-кривошипная группа


§ 9. Блок-картер и головка цилиндров
§ 10. Цилиндропоршневая группа
§ 11. Шатунно-кривошипная группа
§ 12. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма

§ 11. Шатунно-кривошипная группа

Шатуны 7 передают коленчатому валу усилие от давления газов, воспринимаемых поршнями. Шатун изготовлен из высококачественной стали в виде стержня с двумя головками.

Стержень шатуна имеет двутавровое сечение. В верхнюю головку шатуна запрессовывают с натягом бронзовую втулку 6. Внутри втулки выполнена канавка с отверстием для подвода масла к поршневому пальцу. Масло попадает во втулку через углубление в верхней головке шатуна.

Нижняя головка шатуна разъемная. Ее отъемная часть — крышка 10. Верхняя половина головки изготовлена заодно с телом шатуна.

Механическую обработку внутренней поверхности нижней головки шатуна осуществляют в сборе с крышкой. Поэтому взаимозаменяемость крышек нижних головок шатунов невозможна. Чтобы их правильно установить, на боковую поверхность нижней головки шатуна и крышки наносят порядковый номер, считая от радиатора, и цифры комплектности, которые должны совпадать при сборке.

Обе половины головки соединяют высокопрочными специальными шатунными болтами 8. В двигателе Д-50 нижняя головка шатуна имеет прямой разъем, т. е. под прямым углом к оси тела шатуна. У двигателя Д-65 плоскости разъема нижней головки шатуна выполнены под углом. Косой разъем необходим для обеспечения прохода нижней части шатуна через гильзу при монтаже поршневой группы. При такой конструкции шатунные болты крепят крышку не с помощью гаек, а ввертывают прямо в тело шатуна. Для увеличения площади соприкосновения плоскости косого разъема нижней головки шатуна сделаны не гладкими, а шлицевыми. Чтобы предупредить самоотвертывание под головки болтов, устанавливают стопорные пластины.

Коленчатый вал (17), воспринимая усилия от поршня, передает их силовой передаче. При этом прямолинейное движение поршня преобразуется во вращательное движение коленчатого вала, который штампуют из высококачественной стали. Он имеет четыре шатунные 6 и пять коренных 7

Иллюстрация к статье `Кривошипно-шатунный механизм - §  11.  Шатунно-кривошипная  группа`

17. Коленчатый вал двигателя Д-65:

1 —храповик, 2—шкив привода вентилятора, 3 — маслоотражатель, 4— шестерня коленчатого вала. 5—полость шатунной шейки, 6 — шатунная шейка, 7 — коренная шейка, 8 — щека, 9 — вкладыш коренного подшипника, 10 — уплотнительный вкладыш, 10 — маслосгонная резьба, 12 — маховик, 13 — венец маховика, 14 — уплотнительная вставка, 15 — крышка коренного подшипника

шеек, которые для большей износоустойчивости закалены токами высокой частоты. Между собой шейки вала соединены щеками 8. В них проходят косые сверления, по которым масло поступает к коренным и шатунным подшипникам.

Внутри шатунных шеек выполнены полости 5 для центробежной очистки масла. Полости закрыты резьбовыми заглушками. При вращении коленчатого вала механические примеси (продукты износа) под действием центробежной силы оседают на стенках полости.

На переднем конце вала смонтированы шестерня 4 для привода промежуточной шестерни и масляного насоса, шкив 2 привода вентилятора и генератора. Между шкивом и шестерней установлен маслоотражатель 3, отбрасывающий масло от переднего сальникового уплотнения. В торец коленчатого вала ввернут болт, который необходим для проворачивания коленчатого вала рукой.

На заднем конце вала двигателя Д-65 имеется фланец, в котором просверлено шесть отверстий для крепления маховика. Перед фланцем на коленчатом валу выполнена маслосгонная резьба 11, которая вместе со специальными узкими алюминиевыми вкладышами 10 образует лабиринтное уплотнение, предотвращающее протекание масла в картер маховика. У двигателя Д-50 маховик закрепляют с помощью установочных пальцев и болтов, ввернутых в торец коленчатого вала. На заднем конце коленчатого вала имеется буртик, с помощью которого вал удерживается от осевого перемещения.

Шатунные и коренные подшипники выполнены в виде вкладышей 9, изготовленных из биметаллической сталеалюминиевой полосы. Наружная часть полосы стальная, а внутренняя покрыта тонким слоем антифрикционного сплава АСМ, уменьшающего силу трения в подшипниках. Для улучшения приработки внутренняя поверхность вкладышей облужена. Вкладыши как шатунных, так и коренных подшипников (кроме третьего и пятого) взаимозаменяемы.

От осевых перемещений и проворачивания вкладыши удерживаются усиками, выштампованными на внешней поверхности, и плотной их посадкой в гнезде. При сборке усики вкладышей входят во фрезерованные канавки, выполненные на постелях вкладышей в блок-картере и шатуне.

Внутренний диаметр вкладышей коренных подшипников больше диаметра вкладышей шатунных подшипников. Для ограничения осевого перемещения коленчатого вала вкладыши 9 пятого коренного подшипника имеют буртики (двигатель Д-65) или упорные полукольца (двигатель Д-50).

Маховик способствует равномерному вращению коленчатого вала и помогает двигателю преодолевать повышенные нагрузки при трогании трактора с места и во время работы. Маховик представляет собой тяжелый чугунный диск. С задней стороны маховика предусмотрена выточка для размещения главной муфты сцепления, для чего задняя плоскость маховика тщательно обработана.

На переднем торце маховика имеется углубление, по которому определяют положение поршня первого цилиндра. При совпадении этого углубления с отверстием в картере маховика (двигатель Д-65) или в заднем листе (двигатель Д-50) поршень первого цилиндра находится за 21 (у двигателя Д-65) или 15 (у двигателя Д-50) до ВМТ по углу поворота коленчатого вала. Такое положение поршня при такте сжатия соответствует началу подачи топлива топливным насосом двигателя.

На ободе маховика напрессован стальной зубчатый венец 13, необходимый для вращения коленчатого вала от пускового устройства.

Размещение деталей кривошипно-шатунного механизма показано на продольном разрезе двигателя (18).


2008-2018©