Кривошипно-шатунный механизм

§ 10. Цилиндропоршневая группа


§ 9. Блок-картер и головка цилиндров
§ 10. Цилиндропоршневая группа
§ 11. Шатунно-кривошипная группа
§ 12. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма

§ 10. Цилиндропоршневая группа

Цилиндры (15) описываемых двигателей съемные. Каждый из них представляет собой отрезок трубы, называемый гильзой. Гильза б цилиндра изготовлена из высококачественного чугуна. Ее внутренняя поверхность — зеркало, тщательно обработана и закалена. Гильзы сортируют по внутреннему диаметру на три размерные группы:

Иллюстрация к статье `Кривошипно-шатунный механизм - §  10.  Цилиндропоршневая  группа`

Обозначение размерной группы наносят на торце верхнего буртика / гильзы. Под буртиком устанавливают медное уплотнительное кольцо 4. На наружной поверхности гильзы выполнены два посадочных пояска 2 и 3. Они служат для более плотной установки гильзы в блок. Между пояском гильзы и блоком цилиндра монтируют резиновое кольцо, которое предотвращает протекание воды в картер из водяной рубашки блока. У двигателя Д-65 против каждой гильзы в выточках блока устанавливают два резиновых кольца 5.

Поршни 3 (16) изготовлены из алюминиевого сплава. Каждый поршень имеет форму перевернутого стакана. Он состоит из днища, уплотняющей части и направляющих стенок, называемых юбкой. В днище

Иллюстрация к статье `Кривошипно-шатунный механизм - §  10.  Цилиндропоршневая  группа`

15. Цилиндр:

1 — верхний буртик, 2 — верхний посадочный поясок, 3 — нижний посадочный поясок, 4 — медное уплотнительное кольцо, 5 — резиновые уплотнительные кольца, 6 — гильза цилиндра.

двигателя Д-50 сделана сферическая выемка, которая способствует лучшему перемешиванию топлива с воздухом. У двигателя Д-65 в днище поршня находится камера сгорания.

На боковой наружной поверхности поршня проточены три канавки под компрессионные кольца и две под маслосъемные. В канавках под маслосъемные кольца и чуть ниже просверлены отверстия для отвода масла внутрь поршня. Внутри средней части поршня имеются утолщения, называемые бобышками, в отверстия которых устанавливают поршневом палец 5. На наружной поверхности поршня против бобышек сделаны срезы — «холодильники», предотвращающие заклинивание поршня в гильзе во время работы двигателя.

По наружному диаметру юбки поршни, как и цилиндры, сортируют на три размерные гуппы: Б, С и М. Обозначение размерной группы наносится на днище поршня. При сборке группа поршня должна быть одинаковой с группой гильзы. Запрещается устанавливать поршень в гильзу другой группы, — так как, это приведет к заклиниванию поршней и падению мощности.

Поршни сортируют на две размерные группы: по диаметру отверстия под поршневой палец и маркируют краской на бобышках поршня. Иллюстрация к статье `Кривошипно-шатунный механизм - §  10.  Цилиндропоршневая  группа`

Разбивка на группы позволяет проводить монтаж деталей поршневой группы с минимальными зазорами, что значительно увеличивает долговечность соединений.

Поршневые кольца изготовлены из специального чугуна. Компрессионные кольца 1 предотвращают прорыв газов через зазор между поршнем и цилиндром. На каждый поршень установлено по три компрессионных кольца. Наружная поверхность верхнего ком--сессионного кольца и всех маслосъемных колец для уменьшения износа хромирована. Второе и третье компрессионные кольца имеют на внутренней поверхности выточки, благодаря которым кольца скручиваются, что улучшает их компрессионные качества. В каждую маслосъемную канавку поршня установлено по два маслосъемных скребковых кольца.

Иллюстрация к статье `Кривошипно-шатунный механизм - §  10.  Цилиндропоршневая  группа`


16. Поршни и шатуны:

а — двигателя Д-50, 6 — двигателя Д-65; 1 — компрессионные кольца, 2 — маслосъемные кольца, 3 — поршень, 4 — стопорное кольцо, 5 — палец, 6 — втулка.

7 — шатун, 8 — шатунный болт. 9 — вкладыш, 10  

крышка, 11 — стопорная пластинка

При установке поршневых колец на поршень выточки должны быть обращены у компрессионных колец вверх (к днищу поршня), а у маслосъемных колец — вниз. Стыки колец (замки) следует размещать на равном расстоянии по окружности. Например, стыки компрессионных колец расположены под углом 120* друг к другу.

Поршневые пальцы 5 изготовлены пустотелыми из стали. От осевого перемещения палец удерживается разжимными стопорными кольцами 4, которые установлены в канавках бобышек поршня. Палец соединяет поршень с шатуном. В отверстие втулки верхней головки шатуна палец вставляют с зазором, а в поршень с натягом. Во время работы двигателя между поршнем и пальцем образуется зазор и палец проворачивается в поршне, поэтому его называют пальцем плавающего типа.

По величине наружного диаметра пальцы разделяют на две размерные группы. Размерные группы маркируют, как и отверстия в бобышках поршня, черной и желтой краской. Краску наносят на внутреннюю поверхность пальца. При сборке пальца с поршнем необходимо помнить, что их размерные группы должны быть одинаковы.


2008-2018©