Кривошипно-шатунный механизм

§ 9. Блок-картер и головка цилиндров


§ 9. Блок-картер и головка цилиндров
§ 10. Цилиндропоршневая группа
§ 11. Шатунно-кривошипная группа
§ 12. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма

§ 9. Блок-картер и головка цилиндров

Основные детали кривошипно-шатунного механизма — блок-картер, головка цилиндров, цилиндры, поршни, поршневые пальцы, шатуны, коленчатый вал и маховик.

Блок-картер (12) — основная часть двигателя. Он отлит из серого чугуна. Горизонтальная перегородка 2 разделяет блок-картер на две части. Верхняя часть называется блоком цилиндров или блоком, а нижняя — картером. В верхней части устанавливают съемные гильзы цилиндров.

Для установки цилиндров на верхней плоскости блока и в горизонтальной перегородке имеются четыре обработанных отверстия 9 большого диаметра. Пространство между стенками цилиндров и блока называют водяной рубашкой. Оно заполнено водой. На стенках отверстий горизонтальной перегородки имеются выточки для уплотнительных резиновых колец, которые предотвращают вытекание воды из водяной рубашки блока.

Внутри блока между гильзами выполнены три поперечные вертикальные перегородки с отверстиями. Эти перегородки придают блоку жесткость и используются для направления потоков воды, охлаждающей цилиндры.

На передней стенке блока имеется отверстие с прилегающей площадкой. К ней прикрепляют корпус водяного насоса, который прогоняет воду около цилиндров двигателя.

С одной стороны блока (у двигателя Д-50 справа, у двигателя Д-65 слева) имеется вертикальная перегородка б, которая отделяет водяную рубашку блока от полости штанг. Между этой перегородкой и ближней к ней стенкой блока образуется пространство, где помещают штанги газораспределительного механизма. В нижней перегородке камеры штанг находятся восемь обработанных отверстий, в которые устанавливают толкатели. В стенке блока против камеры штанг расположен люк, который закрывают крышкой. Камера штанг имеет выход на верхнюю плоскость блока и сообщается с картером.

. • В дальнейшем условно принято, если двигатели Д-65М и Д-65Н не имеют различия, указывается марка Д-65. Подобным образом приводится марка Д-50.

Иллюстрация к статье `Кривошипно-шатунный механизм - §  9.  Блок-картер  и  головка  цилиндров`

12. Схема блок-картера:

1 — блок цилиндров, 2 — горизонтальная перегородка, 3 — картер, 4 — перегородки картера, 5 — отверстие для распределительного вала, 6 — вертикальная перегородка, 7 — камера штанг, 8 — отверстия для штанг, 9 — отверстие для гильзы цилиндра

К наружной стенке камеры штанг закрепляют заливную горловину, через которую заливают масло в картер.

В крышке маслозаливной горловины двигателя Д-65 смонтирован сапун, который сообщает картер с атмосферой. Сапун 4 (13) двигателя Д-50 смонтирован на крышке люка камеры штанг отдельно от маслозаливной горловины. Чтобы через сапун в картер двигателя не попала пыль, внутрь сапуна закладывают набивку из мелкой металлической проволоки, смоченную маслом.

В картере располагается коленчатый вал. Он размещен в постелях, которые образованы пятью поперечными перегородками, отлитыми заодно с блок-картером. В каждую перегородку ввернуто по две шпильки, на которые надевают крышки 9 коренных подшипников коленчатого вала. Крышки закрепляют гайками. Под каждую пару гаек кладут стальную замковую пластину, края которой загибаются на грани гаек и удерживают гайки в завернутом положении. Во избежание перекоса крышки в картере устанавливают по точно обработанным боковым плоскостям в пазах картера. На переднем торце каждой крышки выбивается цифра порядкового номера подшипника, начиная с переднего.

В первой, третьей и пятой перегородках картера имеются отверстия, в которые запрессованы втулки распределительного вала. Все три втулки закреплены стопорными винтами, ввернутыми с наружной стороны картера. В каждой втулке имеется отверстие для прохода масла по сверлению в блок-картере к шейке распределительного вала. На внутренней поверхности втулок выполнена продольная несквозная канавка, которая служит для лучшего распределения масла по поверхности шейки вала. В одной из втулок (у двигателя Д-50 в задней, у Д-65 в средней) имеется дополнительное отверстие, через которое масло подается по вертикальному каналу в блок-картер для смазывания клапанного механизма.

Со стороны камеры штанг в стенке картера имеются отверстия с фланцем. К фланцу прикрепляют масляный фильтр. С этой же стороны в нижней части картера расположено отверстие, в которое устанавливают масло-мерный стержень.

К нижней плоскости картера болтами закрепляют масляный поддон 11. Между масляным поддоном и картером находится картонная или паронитовая прокладка 10. В днище поддона имеется пробка 12 для слива масла. В пробке укреплен магнит для улавливания металлических частиц, попавших в масло.

К передней плоскости блок-картера закрепляют картер 3 распределительных шестерен, который центрируют по точно обработанному пальцу промежуточной шестерни и штифту, запрессованных с торца блок-картера. Благодаря такой центрации обеспечивается правильное зацепление шестерен газораспределительного механизма. Между картером распределительных шестерен и блок-картером находится прокладка. В двигателе Д-65 к картеру распределительных шестерен закрепляют крышку. На этой крышке (у двигателя Д-50 на картере распределительных шестерен) имеется цилиндрический выступ, на который напрессована стальная втулка. На втулку надета качающаяся передняя опора 1 двигателя.

Задняя опора двигателя осуществляется через картер маховика (в двигателе Д-65) или через стальной лист 8 (в двигателе Д-50), которые закреплены болтами к задней части блок-картера. Картер маховика двигателя Д-65Н имеет прилив с фланцем, на который установлен пусковой двигатель. На картере маховика двигателя Д-65М вместо прилива находится фланец для установки электростартера.

Головка цилиндров (14) установлена сверху блок-картера. Она представляет собой отливку из специального чугуна.

13. Блок-каретка двигателя Д-50:

1 – передняя опора двигателя, 2 – регулировочный болт распределительного вала, 3 – картер распределительных шестерен, 4 – детали сапуна, 5 – трубка для подвода масла к клапанному механизму, 6 – шпилька крепления головки блока, 7- блок-картер, 8 – стальной лист, 9 – крышка коренного подшипника, 10 – прокладка, 11 – поддон картера, 12 – сливная пробка.

Иллюстрация к статье `Кривошипно-шатунный механизм - §  9.  Блок-картер  и  головка  цилиндров`

Нижняя плоскость головки тщательно обработана. Между нижней плоскостью головки цилиндра и верхней плоскостью блока устанавливают металлоасбестовую прокладку 7.

В нижней поверхности головки против каждого из цилиндров расположены впускное и выпускное отверстия, в которых расточены фаски под углом 45е для клапанов. В крайние и средние отверстия 5 установлены выпускные клапаны. Они соединены внутри головки каналами 1 с выпускной трубой и служат для удаления из цилиндров отработавших газов. Выпускная труба у двигателя Д-50 закреплена с правой стороны головки цилиндров, а у двигателя Д-65—с левой. Между головкой и трубами установлены прокладки из асбостального полотна. Отверстия 4 для впускных клапанов имеют больший диаметр. Они соединены впускными каналами с впускной трубой. Впускная труба расположена с левой стороны двигателя.

Сверху в восемь отверстий 15 головки цилиндров запрессованы направляющие втулки, через которые проходят впускные и выпускные клапаны. В резьбовые отверстия головки . цилиндров ввертывают шпильки для крепления различных деталей.

Сбоку головки цилиндров расточены четыре отверстия 10 для форсунок (у двигателя Д-65 они расположены с правой стороны). В них вмонтированы латунные стаканы. Эти отверстия сообщаются через вихревые камеры с цилиндрами двигателя.

Ниже расположены отверстия 8 для свечей накаливания. Эти отверстия (у двигателя Д-65Н их нет) также сообщаются с вихревыми камерами. Нижняя часть вихревой камеры вставная и отлита из жаропрочной стали. Она закреплена снаружи стопорным болтом 9, имеющим отверстия для декомпрессии двигателя.

Внутренняя полость головки цилиндров пустотелая и служит водяной рубашкой. Водяная рубашка головки блока соединена с водяной рубашкой блока рядом отверстий. В передней части головки имеется литое отверстие для поступления воды в радиатор. На заднем торце головки двигателя Д-65Н выполнено отверстие, через которое вода поступает в систему охлаждения пускового двигателя.

Сверху на головке цилиндров закрепляют клапанный механизм, декомпрессионный механизм (у двигателя Д-65) и крышку 13 головки. У двигателя Д-50 на крышку устанавливают колпак 14. В стыках между головкой, крышкой и колпаком положены паронитовые прокладки.

Иллюстрация к статье `Кривошипно-шатунный механизм - §  9.  Блок-картер  и  головка  цилиндров`


14. Головка цилиндров двигателя Д-50:

1 — каналы для отвода отработавших газов, 2 — отверстие для отвода воды из головки цилиндров в радиатор, 3 — вставка вихревой камеры, 4 — отверстие для впускного клапана, 5 — отверстие для выпускного клапана, 6 — отверстие для штанги, 7 — металлоасбес-товая прокладка, 8 — отверстие для свечей накаливания, 9 — стопорный болт вставки вихревой камеры, 10 — отверстие для форсунки, // — отверстие для впуска воздуха, 12 — впускноя труба, 13 — крышка, 14 — колпак, 15 — отверстие для направляющей втулки клапана


2008-2018©