Техническое обслуживание и основные неисправности трактора

§ 70. Система  технического обслуживания


§ 70. Система  технического обслуживания

§ 70. Система  технического обслуживания

В сельском хозяйстве нашей страны применяется единая планово-предупредительная система технического обслуживания машин. Сущность этой системы состоит в том, что в определенные сроки по плану выполняются работы, предупреждающие неисправности и преждевременные износы.

Система технического обслуживания тракторов включает обкатку новых или отремонтированных машин, техническое обслуживание, хранение и ремонт, Основным звеном в системе профилактического обслуживания является техническое обслуживание (ТО).

Техническое обслуживание представляет собой совокупность обязательных операций (по очистке, креплению, регулировке узлов, заправке, проверке технического состояния), обеспечивающих работоспособность трактора и предупреждающих появление неисправностей. Сроки выполнения и технология технического обслуживания обязательны для трактористов и инженерно-технических работников сельскохозяйственных предприятий.

По перечню выполняемых работ различают ежесменное и периодическое техническое обслуживание. Периодическое техническое обслуживание включает в себя три номерных (№ 1, 2 и 3) и два сезонных.

Периодичность проведения технического обслуживания учитывается в часах работы трактора (мото-часах) или килограммах из­расходованного топлива.

Ежесменное техническое обслуживание и техническое обслуживание № 1 и 2 выпол­няют на поворотной полосе обрабатываемого поля. Техническое обслуживание № 3 сле­дует выполнять в мастерской или на обору­дованной площадке. Наиболее сложные опе­рации технического обслуживания осуществ­ляет мастер-наладчик.

При двухсменной работе трактористы обеих смен вместе проводят техническое об­служивание   трактора.

Чтобы с меньшей затратой и более ка­чественно провести техническое обслужи­вание, каждый тракторист выполняет всегда одни и те же операции и в определенной по­следовательности.

Тракторист в конце смены сдает смен­щику инструмент и сообщает ему о замечен­ных неисправностях трактора. Затем он очи­щает и осматривает трактор; устраняет течь масла, топлива и воды, если это необходимо; проверяет и подтягивает наружные крепле­ния; осматривает шины и определяет давле­ние в них и, наконец, переходит к проведению ежесменного технического обслуживания на­вешенных  на трактор орудий.

Тракторист, принимающий смену, про­езжает последнюю борозду сам и на ходу прослушивает работу двигателя, проверяет исправность органов управления и показания контрольных приборов, затем останавливает двигатель и проверят на слух работу масля­ной центрифуги. Проверяет уровень масла в картере двигателя. Вместе с заправщиком заправляет трактор топливом и, если необхо­димо, маслом. Проверяет уровень воды в ра­диаторе и, если  надо, доливает ее.

Подсобные рабочие, обслуживающие прицепные сложные машины, тоже прини­мают участие в проведении технического обслуживания. Они проводят техническое обслуживание агрегатируемой с трактором машины и помогают трактористам очищать трактор от пыли и грязи, заправлять его топ­ливом и водой.

Ежесменное техническое обслуживание выполняют на поворотной полосе обраба­тываемого поля. При ежесменном техниче­ском обслуживании тракторист должен вы­полнить   следующие   операции:

очистить трактор от пыли и грязи, вни­мательно следя за состоянием наружных креп­лений, не допускать течи топлива, масла и воды;

проверять уровень масла в картере дви­гателя и наличие воды в радиаторе; запра­вить  топливный   бак   отстоенным   топливом;

осмотреть   состояние   шин;

устранить все неисправности, обнару­женные при осмотре и во время работы;

слить конденсат из воздушного баллона пневматической системы (на тракторе ЮМЗ-6Л/М);

проверить работу двигателя по конт­рольным приборам, убедиться в исправности световой  сигнализации   и  звукового сигнала;

во время работы следить за давлением масла, температурой воды, показанием ампер­метра, цветом выхлопных газов, состоянием шин.

Работа на тракторе с неисправными контрольными приборами, рулевым управлением и тормозами   запрещается.

При работе в пыльных условиях следует проверить воздухоочиститель. В случае необ-содимости очищают щели центробежного очистителя воздуха, доливают или заменяют 1асло в поддоне воздухоочистителя.

Ежесменное техническое обслуживание целесообразно выполнить сразу после окончания смены, потому что на прогретом тракторе легче обнаружить течи масла и топлива, ненормальные   стуки   и   шум.

Периодическое техническое обслуживание. Техническое обслуживание  № 1 проводят через каждые 60 ч работы трактора или после израсходования 400 кг топлива. При техническом обслуживании № 1 необходимо выполнить ежесменное техническое обслуживание и дополнительно произвести следующие операции:

проверить натяжение ремня вентилятора и давление воздуха в шинах;

слить отстой топлива из топливных фильт­ров;

проверить уровень и состояние масла 5 поддоне воздухоочистителя, а при необходимости долить или заменить масло;

проверить уровень масла в корпусе топ-пивного насоса, смазать солидолом все точки, имеющие   специальные   масленки;

слить конденсат из воздушного баллона пневматической системы, промыть фильтр компрессора в бензине и увлажнить его мас­лом (на тракторе ЮМЗ-6Л/М);

через 120 ч работы очистить и промыть ротор центробежного масляного фильтра, проверить герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного трубопровода.

Техническое обслуживание 4° 2 проводят через каждые 240 ч работы трактора или после израсходования 1600 кг топлива.

Дополнительно к операциям техническо­го обслуживания № 1 нужно проделать сле­дующее:

заменить дизельное масло в картере основ­ного двигателя и корпусе топливного насоса. В случае применения масел группы «В» масло в картере двигателя заменяют через 480 ч работы;

проверить уровень масла в корпусах всех механизмов и баке гидросистемы, слить отстой из топливного бака;

проверить состояние электропроводки и при необходимости изолировать поврежден­ные места, плотность электролита и степень разряженности аккумуляторной батареи и при необходимости подзарядить батарею, надеж­ность крепления батарей, осмотреть зажи­мы   и   наконечники   электропроводов,   а   при окислении зачистить их и смазать неконтакт­ные части техническим вазелином или соли­долом;

очистить центробежный очиститель воз­духа, проверить и в случае загрязнения очис­тить и промыть дизельным топливом нижние сетчатые элементы и поддон воздухоочисти­теля.

Проверить состояние и при загрязнении очистить и промыть дизельным топливом крышку и фильтр заливной горловины топ­ливного бака, фильтр гидравлической систе­мы, корпус и фильтрующие элементы фильтра грубой очистки топлива, сапун, сливной фильтр гидроусилителя рулевого управления.

Проверить и при необходимости отрегу­лировать зазоры между клапанами и коро­мыслами, декомпрессионный механизм, сво­бодный ход педали сцепления; тормоза, руле­вое управление.

У тракторов со всеми ведущими колесами проверить сходимость передних колес и осе­вой зазор конических подшипников передних колес.

Подтянуть гайку сошки гидроусилителя руля   моментом  280—320  Нм   (28—32  кгс-м).

Техническое обслуживание № 3 проводится через каждые 960 ч работы трактора или при израсходовании им 6400 кг топлива. Оно включает в себя все операции предыдущих обслуживании и дополнитель­ные.

Следует провести такие дополнительные операции:

удалить накипь из системы охлаждения двигателя;

заменить масло во всех корпусах, предва­рительно промыв их дизельным топливом, долить свежее масло в регулятор пускового двигателя;

проверить затяжку гаек крепления голов­ки цилиндров;

промыть корпус фильтра и заменить фильтрующие элементы тонкой очистки топ­лива; промыть топливоподводящий штуцер карбюратора пускового двигателя и сетку маслозаливной   горловины;

проверить и при необходимости отрегу­лировать зазор между контактами прерыва­теля магнето и электродами запальной свечи, конические подшипники и сходимость перед­них колес, механизм включения сцепления редуктора пускового двигателя, форсунки на давление начала впрыска;

при необходимости с разрешения инже­нера-механика и с помощью мастера-налад­чика на специальных стендах в мастерской отрегулировать агрегаты смазочной системы двигателя, гидравлической системы тракто­ра, электрооборудования и топливного на­соса.

Сезонное техническое об­служивание проводится два раза в год. При переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации трактора необходимо выпол­нить следующие операции:

промыть систему охлаждения двигателя, а при необходимости удалить из нее накипь; заполнить систему охлаждения незамерзаю­щей жидкостью (антифризом);

выполнить операции очередного перио­дического технического обслуживания;

заменить масло и смазку летних сортов на зимние, смазку в ступицах передних колес при обязательной набивке смазкой подшип­ников;

заполнить систему питания дизельным топливом зимнего сорта и удалить из нес воздух; при морозе ниже —20 С к зимнему топливу добавить керосин, а в поддон возду­хоочистителя залить масло, разбавленное ди­зельным   топливом;

установить исправные аккумуляторы, в которых плотность электролита доведена до зимней нормы; проверить работу свечей на­каливания; ввернуть до упора винт посезон­ной регулировки напряжения на реле-регу­ляторе;

промыть топливный бак, топливные фильтры и карбюратор пускового двигателя;

пропитать фетровый фильтр магнето 3—5 каплями дизельного масла для смазы­вания кулачка;

проверить работу термостата, термомет­ра и действие жалюзи;

утеплить кабину, двигатель и батарею аккумуляторов.

При переходе к весенне-летнему периоду надо сделать следующее:

слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя, промыть систему со­довым раствором и залить чистую мягкую воду;

снять и сдать на хранение утеплительные чехлы;

выполнить операции очередного перио­дического   технического   обслуживания;

заменить масло и смазку агрегатов трак­тора   летними   сортами;

заправить систему питания двигателя лет­ним дизельным топливом и удалить из нее воздух;

изменить плотность электролита в акку­муляторах на летнюю норму; установить винт посезонной регулировки реле-регуля­тора  в   положение  «Л» — лето;

зачистить и подкрасить места коррозии поверхностей кабины и облицовки трактора.


2008-2018©