Вспомогательное оборудование

§ 64. Агрегаты пневматической системы


§ 63.  Пневматическая система
§ 64. Агрегаты пневматической системы
§ 66. Техническое обслуживание вспомогательного оборудования

§ 64. Агрегаты пневматической системы

Компрессор (117) — одноступенчатый, одноцилиндровый, поршневого типа установлен на корпусе коробки передач с левой стороны трактора и получает вращение

от шестерни привода сельскохозяйственных машин. Он состоит из картера 7, цилиндра 3 с головкой, шатунно-поршневой группы и коленчатого  вала.

Коленчатый вал 6 имеет две коренные и одну шатунную шейки. Каждая коренная шейка вала опирается на шариковый подшипник. На конической части хвостовика коленчатого вала шпонкой закреплена втулка, которая через зубчатую муфту соединена с приводной шестерней. Между шатунной шейкой коленчатого вала и нижней головкой шатуна находится игольчатый подшипник. Верхняя головка шатуна соединена с поршнем пальцем. На поршне размещены одно масло-съемное и три компрессионных кольца. В наружной части цилиндра находятся ребра, так как компрессор имеет воздушное охлаждение. Его трущиеся детали смазываются разбрызгиванием    трансмиссионного    масла,

находящегося в корпусе коробки передач и заднего моста.

В головке 2 цилиндра смонтированы впускной 9 и нагнетательный 1 клапаны. Каждый из клапанов прижат к гнезду пружиной. Со стороны впускного клапана к головке цилиндра прикреплен воздушный фильтр 10, состоящий из корпуса и фильтрующего элемента.

Под действием разрежения, создаваемого в цилиндре компрессора при ходе поршня вниз, открывается впускной клапан и через воздушный фильтр в цилиндр поступает воздух.

Во время движения поршня вверх впускной клапан закрывается, а воздух в цилиндре сжимается и под его давлением открывается нагнетательный клапан, через который воздух поступает в головку и далее в стакан для отделения  масла и  отбора  воздуха.

Стакан  для отделения масла и отбора воздуха (118, а) служит для отбора воздуха из пневматической системы при накачке шин. Он состоит из корпуса 5, маслоулавливателя 5, фильтра 4 и патрубка для отбора воздуха.

Фильтр отделяет масло, которое попадает в стакан вместе с воздухом из компрессора. Фильтр закрепляют на корпусе стакана патрубком. Для отбора воздуха полностью вывертывают барашковую гайку 1 и надевают резиновый соединительный шланг на патрубок. При этом нажимной стержень 6 опускается и запорный клапан 7 под действием пружины закрывает выходное отверстие в корпусе стакана. Когда завертывают барашковую гайку, нажимной стержень поднимается и открывает запорный  клапан.

В нижней части колпака вварен кран для спуска конденсата (воды и масла). Пробка 9 и барашковая гайка соединены цепочкой, удерживающей их от падения на землю.

Тормозной кран (118,6) служит для управления колесными тормозами прицепа. Он  расположен  под кабиной трактора и со-

Иллюстрация к статье `Вспомогательное оборудование - §  64.  Агрегаты  пневматической  системы`

117   Компрессор:

1 — нагнетательный  клапан, 2 — головка цилиндра,

5 — цилиндр, 4 — шатун, 5 — пробка для спуска масла,

6  — коленчатый вал,  7 — картер, 8 — поршень, 9 — впускной  клапан,  10 — воздушный фильтр

Иллюстрация к статье `Вспомогательное оборудование - §  64.  Агрегаты  пневматической  системы`

Иллюстрация к статье `Вспомогательное оборудование - §  64.  Агрегаты  пневматической  системы`

20   21       22

Иллюстрация к статье `Вспомогательное оборудование - §  64.  Агрегаты  пневматической  системы`

118. Агрегаты пневматической системы:

а — стакан для отделения масла и отбора воздуха, б — тормозной кран, в — пневмоусилитель. А — отверстие для входа воздуха, Б — отверстие для выхода воздуха; 1— барашковая гайка, 2 — нагнетательная трубка, 3 — маслоулавливатель, 4 — фильтр, 5 — корпус, 6 — нажимной стержень, 7 — запорный клапан, 8 — пружина, 9 — пробка для спуска масла и воды, 10 — кулачок, 11 — болт, 12 — тарелка, 13 — корпус тормозного крана, 14 — крышка. 15—двойной клапан, 16—трубка диафрагмы, 17 — малая пружина диафрагмы, 18 — диафрагма, 19 — рычаг управления, 20 — корпус пневмоусилителя, 21 — клапан, 22 — шток

стоит из корпуса 13, крышки 14 и диафрагмы 18, зажатой между ними. Под диафрагмой в корпусе размещены пружина с тарелкой 12, болт 11 и кулачок 10. Над диафрагмой в крышке расположен двойной клапан /5 и трубка 16 диафрагмы.

Когда тормозная педаль свободна, она удерживается в верхнем положении сильной пружиной, которая, воздействуя на рычаг 19, поднимает кулачок 10 вверх. Кулачок нажимает на болт 11 и перемещает его вместе с тарелкой пружины, которая выгибает диафрагму вверх. Вместе с диафрагмой вверх перемещается двойной клапан, верхний конус которого приподнимается над гнездом и открывает путь воздуху из отверстия А в отверстие Б и далее к соединительной головке и воздухораспределителю. Колесные тормоза прицепа при этом расторможены.

При нажатии на педаль кулачок поворачивается   в   бок   (как   показано   на   рисунке)

и дает возможность диафрагме под действием малой пружины 17 прогнуться вниз. Верхний конус двойного клапана закрывает гнездо и прекращают доступ воздуха из отверстия А в отверстие Б. Нижний конус двойного клапана при этом не касается центральной втулки и воздух из тормозной магистрали прицепа уходит через центральную втулку в корпус и через расположенный в нем выпускной клапан в атмосферу. При отсутствии давления в магистрали прицепа срабатывают его колесные тормоза. В случае аварийного отрыва прицепа от трактора пневматическая система обеспечивает затормаживание прицепа.

Пневмоусилитель (118, в) служит для уменьшения усилия, прикладываемого трактористом к педали тормоза при торможении трактора и прицепа, оснащенного гидравлическими  тормозами.

При нажатии на педаль тормоза перемещается соединенный с педалью шток пневмоусилителя, который открывает клапан 12(см 116), обеспечивая доступ воздуха тормозную камеру 14. Под действием воздуха диафрагма тормозной камеры прогибается перемещает шток 15 камеры и соединенный ним через промежуточный рычаг шток 10 привода главного тормозного гидроцилиндра прицепа.

Воздушный баллон 7 необходим для создания запаса сжатого воздуха, его охлаждения конденсации содержащихся в нем паров оды и масла. Баллон представляет собой 1еталлический цилиндрический резервуар. Его объем позволяет проводить несколько торможений без пополнения запаса свежего воздуха из компрессора. Баллон имеет кран для выпуска конденсата.

Разобщительный кран 5 отключает тормозную пневмомагистраль прицепа от пневматической системы при работе трактора без прицепа. Он состоит из корпуса, конической пробки, пружины и рукоятки. Если рукоятка расположена вдоль корпуса, то кран открыт, а поперек корпуса — кран закрыт.

Соединительная головка 6 соединяет воздухопроводы пневматической системы с воздухопроводом прицепа. Она установлена на кронштейне с правой стороны трактора, имеет корпус, обратный клапан с пружиной и крышку. В случае отъединения прицепа от трактора на ходу соединительная головка позволяет разъединить шланги без повреждения и с помощью обратного клапана препятствует выходу воздуха из пневматической системы трактора.

Манометр 4 необходим для контроля давления воздуха в воздушном баллоне. Манометр установлен на щитке приборов. Номинальное давление воздуха в пневматической системе 0,55—0,65 МПа (5,5—6,5 кгс/см2). Если в баллоне нет необходимого запаса воздуха, то нельзя начинать движение трактора в агрегате с прицепом, а в случае падения давления воздуха при движении надо остановить трактор и устранить неисправность. Регулятор 2 давления автоматически поддерживает заданное давление воздуха в пневматической системе. Он установлен на кронштейне с левой стороны трактора.

Регулятор давления (119) имеет корпус б, в котором смонтированы четыре клапана с пружинами.

Работает регулятор следующим образом. При работе компрессора воздух проходит через фильтр для отделения масла и подается в полость А регулятора. Под давлением воздуха открывается нагнетательный клапан J и воздух поступает в воздушный баллон. Когда давление в воздушном баллоне достигнет 0,55—0,65 МПа (5,5—6,5 кгс/см2), открывается  клапан  9 регулятора давления

Иллюстрация к статье `Вспомогательное оборудование - §  64.  Агрегаты  пневматической  системы`

119. Регулятор давления:

1 — предохранительный  клапан,  2 — поршень,  3 — трубка   сброса   давления,   4 — редукционный   клапан.5 — нагнетательный   клапан,   6 — корпус,   7 — трубопровод, 8 — дроссельный клапан,  9 — клапан  регулятора давления, 10 — сифон регулятора давления; А, Б.В  — полости  регулятора давления

и воздух из полости А поступает в полость Б. При этом воздух давит на поршень предохранительного клапана. Перемещаясь под действием воздуха вниз, поршень открывает предохранительный клапан и воздух из полости А подается в полость В и уходит по трубке 3 сброса давления в атмосферу.

Если давление в воздушном баллоне будет ниже 0,55 МПа (5,5 кгс/см2), клапан регулятора закроется. Воздух, находящийся в полости 6, выйдет в атмосферу через дроссельный клапан §, и предохранительный клапан закроется. Если клапан регулятора по каким-либо причинам не сработает, то при достижении давления 0,8 МПа (8 кгс/см2) откроется редукционный клапан 4 и соединит полость / с атмосферой.

§ 65. Система предпускового обогрева

Пуск двигателя при температуре окружающего воздуха ниже +5°С затруднен. После продолжительной стоянки трактор масло в двигателе становится густым. Это создает сопротивление проворачиванию коленчатого вала и приводит к повышенном износу трущихся деталей двигателя при пуск< снижает долговечность его работы.

Систему предпускового обогрева пpименяют для разогрева двигателя перед пуском и   сокращения   времени   его   прогрева   после пуска при низкой температуре окружающего воздуха. Система обеспечивает надежный пуск дизельного двигателя при общей затрате времени   на   прогрев  и   подготовку  к   работе в среднем 20 мин. Вода в системе охлаждения двигателя прогревается до температуры 60—70 С, а масло в поддоне двигателя — до 40—50 С.

Иллюстрация к статье `Вспомогательное оборудование - §  64.  Агрегаты  пневматической  системы`

120.  Система предпускового обогрева:

а — схема работы, 6 — общий вид, s — узел; 1 — двигатель, 2 — заливная горловина подогревателя, 3 — топливный бак, 4—электромагнитный клапан, 5 — регулировочная игла, 6 — контрольная спираль, 7 — переключатель, 8 — электровентилятор, 9—штуцер для присоединения топливоподводящей трубки, 10 — свеча накаливания,  11— котел  подогревателя,   12— кожух  поддона

142

Система предпускового обогрева (120) состоит из котла 11, кожуха 12 поддона, топливного бака 3, электровентилятора 8, электромагнитного клапана 4, соединительной арматуры и пульта управления.

Котел подогревателя цилиндрической формы изготовлен из листовой стали. Детали котла штампованные. Они соединены между собой сваркой. Котел состоит из наружной и внутренней жидкостных рубашек и горелки. В крышке горелки установлена свеча 10 накаливания, штуцер 9 для присоединения топливоподводящей трубки и патрубок для подвода воздуха от электровентилятора.

Кожух поддона изготовлен из листовой стали. Его устанавливают под масляный поддон двигателя. Сбоку к нему приварен патрубок, по которому из котла поступают отработанные   газы.

Топливный -бак закреплен над двигателем. В него заправляют автомобильный бензин. Для управления подачей топлива из топливного бака к штуцеру горелки служит электромагнитный клапан. Внутри него смонтирован запорный клапан, который открывается с помощью магнитного поля, образуемого катушкой электромагнита. В корпусе электромагнитного клапана ввернута игла 5, которой регулируют порцию топлива, подаваемую   к   горелке.

Пульт управления подогревателем представляет собой металлическую коробку, в которой находятся контрольная спиральб, включатель и переключатель. Переключателем включают электровентипятор и электромагнитный клапан. Переключатель имеет три положения: 0 (кнопка утоплена до упора) — электровентилятор и электромагнитный клапан выключены; I — включен электровентилятор; II (кнопка выдвинута полностью) — электровентилятор и электромагнитный клапан включены.

Включатель служит для включения и выключения свечи накаливания, а контрольная спираль — для контроля включения свечи   накаливания.

Подогреватель пускают в работу в определенной последовательности. Если система охлаждения двигателя и предпускового обогрева заполнена холодной водой, поступают следующим образом.

Закрывают шторку радиатора, открывают пробку заливных горловин радиатора и подогревателя, устанавливают воронку с сеткой в заливную горловину подогревателя.

Открывают краник топливного бака подогревателя и приоткрывают заслонку электровентилятора. Переводят рукоятку переключателя в положение II на 10—15 с для смачивания асбеста горелки бензином и возвращают ее в положение 0.

Включают свечу накаливания включателем. Бензин в горелке воспламеняется (что сопровождается характерным хлопком) при появлении ярко-красного накала контрольной спирали на пульте управления. После воспламенения бензина переключатель переводят в (рабочее) положение II. Не рекомендуется держать свечу накаливания включенной более 45 с во избежание разрядки аккумуляторной батареи. Если воспламенения не произошло, то пуск следует повторить сначала. После воспламенения топлива и получения устойчивой работы, характеризующейся равномерным гулом в котле, выключают свечу накаливания и плавно открывают заслонку вентилятора.

Не позднее 1,5 мин после розжига через заливную горловину подогревателя заливают 5 л воды и закрывают горловину пробкой. Под действием разности температур (термо-сифонно) нагретая в подогревателе вода поступает в водяную рубашку блока цилиндров двигателя и охлажденная возвращается в котел подогревателя. В результате циркуляции нагретой воды стенки цилиндра и камеры сгорания   нагреваются.

Затем заводят двигатель. В радиатор двигателя доливают недостающую воду. Совместной работой подогревателя и двигателя доводят температуру воды до 60—70 С. После этого выключают подогреватель, переместив кнопку переключателя в положение I на продувку котла. Горение топлива прекращается, что определяется по окончанию шума пламени в котле подогревателя.

В заключение закрывают краник топливного бака подогревателя и через 1—2 мин после прекращения горения бензина в котле подогревателя выключают вентилятор. Заслонку вентилятора закрывают и осматривают систем/ предпускового подогрева, устраняют обнаруженные неисправности, а также течь топлива и охлаждающей жидкости.

Если температура окружающего воздуха ниже —15 С, в систему рекомендуется заливать горячую воду или антифриз.

При пользовании системой предпускового обогрева необходимо помнить, что работа подогревателя без воды в котле более 1,5 мин запрещается. Неполное заполнение котла водой приводит его к перегреву и выходу из строя. Нельзя пускать горячий подогреватель без продувки котла электровентилятором. Запрещается прогревать двигатель в закрытых помещениях с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом.

Когда удаляют жидкость из системы охлаждения двигателя, необходимо открыть и спускной краник подогревателя. При переходе на летний период эксплуатации система предпускового обогрева должна быть снята


2008-2018©