Рабочее оборудование

§ 61. Вал отбора мощности и приводной шкив


§ 55. Общее устройство навесной гидравлической системы
§ 56. Устройство агрегатов гидравлической системы
§ 57. Распределитель
§ 58. Догружатель ведущих колес
§ 59. Маслопроводы и гидроарматура
§ 60. Механизм навески и прицепной крюк
§ 61. Вал отбора мощности и приводной шкив
§ 62.  Использование рабочего оборудования и его обслуживание

§ 61. Вал отбора мощности и приводной шкив

Вал отбора мощности (ВОМ) предназначен для передачи мощности двигателя на привод рабочих органов сельскохозяйственных машин и орудий.

Вал отбора мощности трактора ЮМЗ-6Л/М расположен в заднем отсеке корпуса трансмиссии и приводится во вращение от внутреннего вала коробки передач, соединенного с муфтой привода ВОМ через пару цилиндрических шестерен. Привод рабочих органов сельскохозяйственных машин и орудий осуществляется от выступающего наружу шлицевого конца ВОМ.

При номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя частота вращения вала отбора мощности 557 об/мин. Если вал не используется, то выступающий его конец закрывают колпаком, штампованным из листовой стали.

ВОМ трактора МТЗ-50 (113) оснащен планетарным механизмом привода, установленным в корпусе заднего моста.

Передний конец ведомого вала б опирается на втулку приводного вала 11, а задний конец — на шариковый подшипник, находящийся в крышке корпуса.

Заодно с валом 6 изготовлено водило 13, в котором на осях в подшипниках вращаются

Иллюстрация к статье `Рабочее оборудование - §  61.  Вал  отбора  мощности  и  приводной  шкив`

113. Вал отбора мощности:

а — устройство, б — схема действия; / — тяга механизма управления. 2 — пружинный амортизатор. 3 — рычаг валика управления, 4 — регулировочные винты, 5 — задняя крышка, б — ведомый вал, 7 — тормозные ленты, 8 — тормозной барабан выключения ВОМ, 9 — тормозной барабан включения ВОМ, 10 — сателлит, // — приводной вал, 12 — солнечная шестерня, И — водило,  14 — коронная  шестерня

три сателлита 10. Они находятся в зацеплении с коронной шестерней 14 и одновременно с солнечной шестерней 12. Коронная шестерня, имеющая внутренние зубья, изготовлена заодно с приводным  валом.

Ступица солнечной шестерни жестко соединена с тормозным барабаном 9 включения, свободно вращающимся на валу 6. Тормозной барабан 8 выключения ВОМ жестко закреплен на валу 6. Стальные ленты 7 тормозных барабанов с фрикционными накладками одним концом закреплены на неподвижной оси, а другим соединены через регулиро-

вочные винты 4 и промежуточные детали с, рычагом  управления  ВОМ.

Если ВОМ выключен (114, о), тормоз 5 солнечной шестерни отпущен, а тормоз 4 водила затянут. В этом случае вал отбора мощности неподвижен, а сателлиты передают вращение от коронной шестерни на солнечную.

При включенном ВОМ (114, б) тормоз 5 солнечной шестерни затянут, а тормоз 4 водила освобожден и, следовательно, ВОМ вращается, а сателлиты перекатываются по неподвижной  солнечной   шестерне.

На тракторе, работающем без использования заднего ВОМ, рычаг 2 управления валом отбора мощности устанавливают в среднее  положение, оба тормоза отпущены.

Приводной вал планетарного механизма включают рычагом, действующим на зубчатую муфту 1.

При независимом приводе заднего ВОМ муфту передвигают в крайнее заднее положение ( 114, б) и ВОМ получает вращение непосредственно от двигателя через пару шестерен, расположенных в корпусе сцепления.

Если привод ВОМ синхронный, муфту передвигают в крайнее переднее положение, и ВОМ получает вращение от вторичного вала коробки передач через ведущую шестерню второй ступени   редуктора.

Когда трактор работает без использования заднего ВОМ, муфта устанавливается в среднее положение ( 114, в).

Во всех трех положениях муфта удерживается пружинным фиксатором. Синхронный привод вала отбора мощности надо включать при выключенной муфте сцепления, а независимый привод ВОМ — при остановленном двигателе.

На тракторе может быть установлен боковой ВОМ, который облегчает управление механизмами сельскохозяйственных машин, расположенных впереди и с боков трактора.

Боковой ВОМ устанавливают с левой стороны коробки передач (вместо боковой  крышки).

Детали заднего и бокового ВОМ смазывают маслом, находящимся в корпусах коробки   передач  и заднего  моста.

Приводной шкив (115) используют на стационарных работах для привода различных сельскохозяйственных машин с помощью ременной передачи. Приводной шкив устанавливают на заднюю стенку корпуса заднего моста. Он приводится во вращение от вала отбора мощности и включается в  работу  рычагом управления  ВОМ.

Механизм шкива представляет собой конический редуктор, смонтированный в карте-

Иллюстрация к статье `Рабочее оборудование - §  61.  Вал  отбора  мощности  и  приводной  шкив`

114. Схема работы вала отбора мощности:

а — привод ВОМ синхронный (ВОМ выключен). 6 — привод ВОМ независимый (ВОМ включен), в — нейтральное положение зубчатой муфты переключения (нейтральное положение рычага управления ВОМ); / — зубчатая муфта, 2 — рычаг управления ВОМ, 3 — выводной конец ВОМ, 4 — тормоз водила. 5 — тормоз солнечной  шестерни

ре, состоящем из корпуса 4 и рукава /. В рукаве шкива на шариковых подшипниках вращается ведущая шестерня 3, насаженная на шлицы хвостовика ВОМ. В корпусе шкива на двух шариковых подшипниках установлена ведомая шестерня 6, изготовленная заодно с валом. Выступающий' наружу хвостовик вала имеет шлицы, на которые посажен шкив 7. Шкив жестко закреплен на валу гайкой. Под фланцем стакана наружного подшипника и между совмещенными фланцами корпуса и рукава установлены прокладки 2, с помощью которых регулируют зацепление конических

Иллюстрация к статье `Рабочее оборудование - §  61.  Вал  отбора  мощности  и  приводной  шкив`

115. Приводной шкив:

1 — рукав, 2 — регулировочные прокладки, 3 — ведущая шестерня, 4 — корпус, 5 — пробка заливного отверстия.6 — ведомая  шестерня,  7 — шкив

шестерен. Нормальный зазор между зубьями конических шестерен приводного шкива должен  быть  в  пределах 0,25—0,45  мм.

Детали механизма приводного шкива смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в картере. Масло (трансмиссионное) заливают через отверстие в корпус шкива до уровня контрольного отверстия.


2008-2018©