Рабочее оборудование

§ 58. Догружатель ведущих колес


§ 55. Общее устройство навесной гидравлической системы
§ 56. Устройство агрегатов гидравлической системы
§ 57. Распределитель
§ 58. Догружатель ведущих колес
§ 59. Маслопроводы и гидроарматура
§ 60. Механизм навески и прицепной крюк
§ 61. Вал отбора мощности и приводной шкив
§ 62.  Использование рабочего оборудования и его обслуживание

§ 58. Догружатель ведущих колес

Трактор МТЗ-50 оборудован гидравлическим догружателем ведущих колес. Догружатель ведущих колес позволяет регулировать массу, приходящуюся на задние колеса трактора, за счет тяжести навесного орудия Гидравлический догружатель (107, а), состоит из гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ) и гидроаккумулятора (107, б), включенных в схему навесной системы между распределителем и основным силовым цилиндром.

Гидроувеличитель сцепного веса (массы) установлен рядом с распределителем. Он состоит из корпуса 1, ползуна 2, золотника 7 и трех клапанов: запорного 16, обратного 6 и  предохранительного 4.

Ползун расположен в нижней части корпуса ГСВ. В передней части на ползуне выполнены пазы и выточки. В задней части ползун соединен с внутренним рычагом 12, который через ось соединен с наружным рычагом ползуна. Наружный рычаг можно установить в трех положениях: «ГСВ включен» — крайнее левое положение; «ГСВ выключен» — среднее положение; «заперто»— крайнее правое положение.

Во всех трех положениях ползун фиксируется пятью шариками 13, которые одновременно находятся в контакте с ползуном и обоймой 14, прижатой к крышке корпуса пружиной.

В верхней части корпуса расположен золотник, который смещается вперед под действием пружины 8. Впереди к золотнику подведен канал 5, по которому от распределителя поступает под давлением масло. Если давление масла превысит силу упругости пружины 8, то золотник переместится назад.

Усилие пружины регулируют вручную маховичком 11, который посажен на лыску регулировочного   винта   пружины.

Внутри золотника размещен предохранительный клапан с пружиной, усилие которой регулируется тем же маховичком одновременно с регулировкой усилия пружины золотника. Пружина предохранительного клапана подобрана такой, что ее усилие всегда больше усилия пружины золотника, отрегулированной на давление 0,8—0,15 МПа (8—15  кгс/см2).

Рядом с золотником находится обратный клапан, который пропускает поток масла только в одну сторону из нагнетательной полости   ГСВ   к   гидроаккумулятору.

Гидравлический аккумулятор (107,6) установлен на рукаве заднего левого колеса. Он состоит из тонкостенного кожуха 18, внутри которого расположены подвижный цилиндр 21 и закрепленный на штоке поршень 22. Шток неподвижно закреплен на крышке, а цилиндр поджат к крышке силовой пружиной 19. Поршень уплотнен в  цилиндре манжетами.

При зарядке гидроаккумулятора масло под давлением поступает в полость между цилиндром и поршнем и перемещает цилиндр, сжимая пружину. Во время работы трактора с использованием ГСВ аккумулятор соединен с основным силовым цилиндром. Давление масла, возникающее под действием пружины, создает подпор в цилиндре механизма навески. В задней части кожуха имеется отверстие для слива утечек масла, которое закрыто пробкой 23.

В положении ползуна «ГСВ включен» (108, о) масло от распределителя поступает под давлением в нагнетательную полость А корпуса ГСВ. В начальный момент золотник 9 с помощью пружины 3 перекрывает выход масла в сливную полость Б (на рисунке этот момент не изображен). Не имея выхода в сливную полость, масло, нагнетаемое насосом, открывает обратный клапан 8 и проходит в гидроаккумулятор, заряжая его. Когда давление в гидроаккумуляторе превысит усилие пружины золотника, масло переместит золотник назад, а нагнетательная полость сообщится со сливной. Масло из нагнетательной полости с этого момента (изображено на рисунке) будет через сливную полость поступать на слив в масляный бак. Поскольку давление в нагнетательной полости корпуса ГСВ уменьшится, обратный клапан закроется. Масло, находящееся под давлением в гидроаккумуляторе, через открытый запорный клапан 6 и маслопровод поступает в полость В силового цилиндра и подпирает поршень. Давление в полости В возрастает и нагрузка на   опорное   колесо   орудия   уменьшится,   а масса орудия перенесется на ведущие колеса трактора, благодаря чему улучшатся их сцепные качества с грунтом. В положение «ГСВ выключен» (108, 6) паз ползуна 7 соединяет распределитель напрямую с основным силовым цилиндром. Поток масла не заходит внутрь ГСВ, так как ползун перекрывает входное отверстие. В этом случае ГСВ не используется и гидронавесная система работает по схеме, рассмотренной в§ 57.

При работе с ГСВ необходимо соблюдать следующий порядок. На поворотной полосе рукоятка 5 занимает положение «ГСВ выключен», а рукоятка распределителя — нейтральное   положение.

В начале гона рукоятка распределителя устанавливается в плавающее положение, орудие заглубляется в почву под действием собственной массы. После полного заглубления орудия рукоятку ГСВ переводят в положение «ГСВ включен», а рукоятка распределителя ставится в положение «подъем». При этом масло, нагнетаемое насосом, сливается через корпус ГСВ в бак.

Иллюстрация к статье `Рабочее оборудование - §  58.  Догружатель  ведущих  колес`

б

107.  Гидравлический догружатель:

а — гидроувеличитель, б — гидроаккумулятор; /— корпус, 2 — ползун, 3 — пружина предохранительного клапана, 4 — предохранительный клапан, 5 — канал, соединяющий полости аккумулятора, обратного клапана и ползуна, 6—обратный клапан, 7 — золотник, 8 — пружина золотника, 9— отверстия для присоединения трубопровода слива масла в бак, 10 — регулировочный винт, 11 — маховичок, 12 — внутренний рычаг ползуна. 13 — шарик фиксации ползуна, 14 — обойма, 15 — штуцер маслопровода от основного цилиндра, 16 —запорный клапан, 17— штуцер подсоединения маслопровода от ГСВ, 18 — кожух, 19 — пружина, 20 — шток, 21 — цилиндр, 22 — поршень, 23 — пробка

Иллюстрация к статье `Рабочее оборудование - §  58.  Догружатель  ведущих  колес`

108. Схема включения догружателя ведущих колес:

а— ГСВ включен, 6 — ГСВ выключен, в — положение «заперто»; 1— рукоятка распределителя, 2 — корпус ГСВ, 3 — пружина золотника, 4 — маховичок, 5 — рукоятка ГСВ, 6—запорный клапан, 7 — ползун, 8 — обратный клапан, 9—золотник, 10— поршень гидроаккумулятора, 11—гидроаккумулятор; А — нагнетательная полость, Б—сливная  полость, В—полость силового цилиндра

Гидроаккумулятор соединяется с задней полостью силового цилиндра, и масло под действием пружины и поршня гидроаккумулятора осуществляет некоторый подпор для навесного орудия. Поэтому часть массы орудия будет давить на ведущие колеса трактора, увеличивая его сцепную массу. При падении подпора в силовом цилиндре и гидроаккумуляторе золотник 9 под действием пружины 3 перекрывает сливную полость ГСВ, масло нагнетается насосом через обратный клапан 8 в гидроаккумулятор. Когда давление подпора восстанавливается, масло перемещает золотник назад, преодолевая действие пружины, и   закрывает  обратный   клапан.

В конце гона рукоятка ГСВ устанавливается в положение «ГСВ выключен», орудие выглубляется, а рукоятка распределителя автоматически возвращается в нейтральное положение.

Давление подпора в силовом цилиндре от 0,8 до 2,8 МПа (от 8 до 28 кгс/см2) можно

изменять вращением маховичка 4 регулятора давления против часовой стрелки. Обычно маховичок завертывают до отказа на максимальное давление подпора. Если же опорное колесо орудия не будет копировать рельеф почвы, необходимо уменьшить давление подпора, отвертывая маховичок по часовой стрелке. При вращении маховичок изменяет затяжку пружины 3, действующей на золотник  9   регулятора  давления.

При длительной транспортировке орудия рукоятка ГСВ ставится в положение «заперто» (108, в). Основной силовой цилиндр отключается от гидросистемы, так как запорный клапан б ГСВ закрывает выход масла из задней полости цилиндра. Это исключает утечку масла из цилиндра по зазорам золотниковых пар распределителя и ГСВ.


2008-2018©