Ходовая часть и рулевое управление

§ 54. Техническое обслуживание ходовой части и рулевого управления


§ 51. Остов и передняя ось
§ 52. Колеса
§ 53.1. Рулевое управление
§ 54. Техническое обслуживание ходовой части и рулевого управления
§ 53.2. Привод рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82
§ 53.3. Гидроусилитель рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82
§ 53.4. Цилиндр гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82
§ 53.5. Распределитель гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82

§ 54. Техническое обслуживание ходовой части и рулевого управления

От состояния ходовой части и рулевого управления зависит не только работоспособность трактора, но и безопасность работы на нем. Поэтому необходимо своевременно проводить техническое обслуживание ходовой части и рулевого управления. Тракторист обязан выполнять следующие операции:

ежесменно проверять состояние шин и давление воздуха в них;

через каждые 60 ч работы проверять и подтягивать резьбовые соединения, обращая внимание на крепление дисков к ступицам колес, смазывать солидолом шарниры рулевых тяг, подшипники поворотных цапф и верхнюю опору рулевого вала;

дополнительно через 240 ч работы проверять и при необходимости регулировать рулевое управление, проверять управление, проверять уровень масла в корпусах гидроусилителя и рулевого механизма и при необходимости доливать его; смазывать солидолом подшипники направляющих колес;

дополнительно через 960 ч работы проверять и при необходимости регулировать осевой зазор в подшипниках направляющих колес и сходимость направляющих колес; менять масло в корпусе гидроусилителя руля, промывая корпус и сетчатый фильтр дизельным топливом, менять масло в корпусе рулевого механизма.

Регулировка конических роликовых подшипников направляющих колес. Нормальный осевой зазор в подшипниках направляющих колес устанавливается около 0,2 мм. Проверяют зазор при приподнятом колесе. Если зазор увеличивается и становится больше

0,5 мм, надо провести регулировку в следующем порядке:

отвернуть болты и снять колпак ступицы колеса, предварительно очистив ее от пыли и  грязи;

расшплинтовать гайку 14 ( 97, г) и затянуть ее до отказа, а затем отвернуть на 'Да—1/б оборота до совпадения прорези гайки с отверстием под шплинт в оси;

зашплинтовать гайку и установить на место  колпак.

На тракторе МТЗ-50 рекомендуется регулировать подшипники направляющего колеса следующим образом. Корончатую гайку завертывают до появления повышенного сопротивления вращению колеса, а затем отвертывают до совпадения ближайшей прорези под шплинт.

При отрегулированных подшипниках колесо легко вращается и не имеет заметного осевого   люфта.

Сходимость направляющих колес регулируют изменением длины поперечных рулевых тяг 17 ( 95), чтобы обеспечить устойчивость движения трактора и равномерность износа покрышек. При прямолинейном движении расстояние между направляющими колесами впереди (на уровне оси) должно быть на 4—8 мм меньше, чем сзади на тракторе МТЗ-50 и на 8—12 мм — на тракторе ЮМЗ-6Л/М.

Регулировка шарнирных соединений рулевых тяг. При износе шарнира нужно снять стопорное кольцо с пробки 18, завернуть ее до отказа и отвернуть на 1/4 оборота, после чего поставить на место стопорное кольцо. У трактора ЮМЗ-6Л/М пробку в продольной тяге   отвертывают   на   1/в   оборота.

Регулировка зазоров в соединениях рулевого механизма трактора МТЗ-50. Осевое перемещение вертикального поворотного вала 10 ограничивают регулировочным болтом, ввернутым в крышку корпуса гидроусилителя. При регулировке болт завертывают в крышку до упора в торец поворотного вала, а затем отвертывают на '/» оборота и фиксируют контргайкой.

При износе зубьев рейки 16 ( 99) и сектора 15 увеличивается зазор в зацеплении сектор — рейка. Минимальный зазор в этом зацеплении устанавливают уменьшением толщины набора регулировочных прокладок 17 под фланцем упора (до получения зазора между   упором   и   рейкой   0,1—0,3   мм).

Регулировка свободного хода рулевого колеса на тракторе МТЗ-50. Нормальный свободный ход рулевого колеса не должен превышать 25 . При этом направляющие колеса должны стоять на твердом грунте и занимать положение, соответствующее прямолинейному движению.

Если нарушенный свободный ход не восстанавливается регулировкой шарнирных соединений рулевых тяг, то изменяют зазор между червяком 13 и сектором 15. Червяк рулевого механизма установлен в шариковых подшипниках, запрессованных в чугунной эксцентриковой втулке 14. Центры внутренней и наружной поверхности втулки не совпадают, поэтому, поворачивая втулку за фланец, изменяют положение червяка относительно сектора. Чтобы выполнять такую регулировку, надо снять облицовку радиатора, отсоединить рулевые тяги от центрального рулевого рычага и ослабить два болта крепления   регулировочной   втулки.

Ключом, установленным в паз фланца втулки, поворачивают ее по часовой стрелке (по ходу трактора) до получения беззазорного зацепления в среднем положении сошки. Затем повертывают регулировочную втулку против часовой стрелки на 4—6 мм по наружному диаметру   фланца   втулки.

Установив минимальный зазор между червяком и сектором, затягивают болты крепления   регулировочной   втулки.

В заключение заводят двигатель и поворачивая рулевое колесо от упора до упора убеждаются в отсутствии заедания рулевого механизма.

Регулировка рулевого управления трактора ЮМЗ-6Л/М. Нормальный свободный ход рулевого колеса при прямолинейном движении трактора не должен превышать 15". Если свободный ход рулевого колеса выше 30 , необходимо отрегулировать рулевое  управление.

Вначале регулируют шарнирные соединения рулевых тяг и зазоры в конических подшипниках направляющих колес. Если свободный ход рулевого колеса после этого остается увеличенным, проверяют осевой зазор в конических подшипниках червяка рулевого механизма ( 98). Для этого отъединяют продольную тягу 7 от сошки 8 и выводят червяк 4 из зацепления с роликом, вращая рулевое колесо в любую сторону. Затем покачивают вал рулевого колеса в осевом направлении. Если перемещение вала ощутимо, уменьшают зазор в конических подшипниках червяка, убирая часть регулировочных прокладок 5 из-под нижней крышки рулевого механизма. При правильной регулировке подшипников червяка рулевое колесо должно вращаться   от   усилия   3—8  Н   (0,3—0,8   кгс).

Затем устанавливают ролик против середины червяка и, покачивая сошку, проверяют зазор между роликом и червяком. Нормальный зазор должен быть таким, чтобы нижний конец сошки перемещался при покачивании не более чем на 0,15 мм. Если зазор больше, то необходимо его отрегулировать

Регулируют зацепление червяка    с    роликом    следующим   образом.

Снимают рулевой механизм трактора, отвертывают гайку /5 регулировочного винта и снимают стопорную шайбу 17.

Завинчивают регулировочный винт 16 до тех пор, чтобы при положении ролика против середины червяка зазор в зацеплении отсутствовал, а рулевое колесо поворачивалось от усилия 15—22Н (1,5—2,2 кгс).

В заключение устанавливают стопорную шайбу на место, закрепляют ее гайкой и ставят рулевой механизм на трактор.

Контрольные вопросы.

1. Из каких основных частей состоит ходовая часть трактора?

2. Как устроено колесо трактора?

3. Какое давление необходимо поддерживать в шинах колес?

4. Каким способом улучшают тягово-сцепные качества трактора?

5. Как устроен рулевой механизи трактора ЮМЗ-6Л/М?

6. Из каких узлов состоит гидроусилитель?

7. Как регулируют подшипники направляющих колес?

8. Для чего нужна сходимость направляющих колес?

9. В какой последовательности регулируют свободный ход рулевого колеса на тракторе ЮМЗ-6Л/М?

10. В каких пределах можно изменять  ширину колеи трактора?


2008-2018©