Ходовая часть и рулевое управление

§ 53.1. Рулевое управление


§ 51. Остов и передняя ось
§ 52. Колеса
§ 53.1. Рулевое управление
§ 54. Техническое обслуживание ходовой части и рулевого управления
§ 53.2. Привод рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82
§ 53.3. Гидроусилитель рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82
§ 53.4. Цилиндр гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82
§ 53.5. Распределитель гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82

§ 53.1. Рулевое управление

Рулевое управление предназначено для изменения направления движения трактора посредством поворота передних колес. Рулевое управление состоит из рулевого механизма и  рулевого привода.

Рулевой механизм трактора ЮМЗ-6Л/М (рис 98) монтируется в корпусе 9, который установлен с правой стороны корпуса сцепления и удерживается на нем двумя шпильками и четырьмя болтами. Корпус изготовлен в виде фасонной чугунной отливки. В нем выполнен ряд расточных отверстий, в которые входят детали рулевого механизма.

Основные детали рулевого механизма — трехгребневый ролик и глобоидальный червяк 4, которые составляют червячную пару с передаточным отношением 23,5:1.

Внутри червяка находятся елочные шлицы, с помощью которых он насажен на подобные шлицы рулевого вала 11. Червяк опирается на два конических подшипника, установленных в расточках корпуса. Подшипники не имеют внутреннего кольца и их ролики катятся непосредственно по коническим поверхностям червяка. Наружные обоймы подшипников зажаты в осевом направлении крышками. Под фланец нижней крышки установлены картонные регулировочные прокладки 5, используемые для регулировки осевого зазора подшипников. Верхняя крышка — основание рулевой колонки 3, которая нижним концом запрессована в расточку крышки.

Внутри колонки помещен рулевой вал. Он выполнен пустотелым и внутри него проходит провод звукового сигнала. Рулевой вал в верхней части опирается на втулку, запрессованную в колонку. На верхнем конусном конце рулевого вала шпонкой и гайкой закреплено рулевое колесо /. Металлический каркас колеса облицован пластмассой. В центральной части рулевого колеса находится кнопка  2  звукового   сигнала.

Трехгребневый ролик опирается на два игольчатых подшипника, которые помещены на оси, запрессованной в отверстиях прилива (головки) вала сошки. С обеих сторон ролика расположены упорные шайбы с лысками, предотвращающими поворот шайбы относительно приливов вала сошки. Упорные шайбы предохраняют торцы ролика от износа и ограначинают осевой люфт игольчатых подшипников.

Вал 6 сошки опирается с внешней стороны на втулку, запрессованную в боковую крышку, а с внутренней стороны — на цилиндрический роликовый подшипник, установленный в стакан 19. Внутреннее кольцо подшипника напрессовано в горячем виде на шейку вала сошки. Внутренний конец вала сошки имеет кольцевую выточку, которая входит в паз регулировочного винта 16. В торце винта с обратной стороны выполнено шестигранное углубление или фрезерованный паз для специального ключа. Регулировочный винт ввертывается в стакан роликового подшипника и удерживает вал сошки от осевых перемещений. Он стопорится шайбой 17, которая своим усом входит в паз винта, а выемкой в штифт, запрессованный в стакан. На винт навертывается гайка 18, которая прижимает шайбу к стакану.

Регулировочным винтом можно переместить вал сошки в осевом направлении и тем самым изменить зазор между червяком и роликом, что влияет на свободный ход рулевого колеса. Если регулировочный винт завернуть до.отказа, то гребни ролика упрутся в червяк, т. е. зазора между роликом и червяком не будет. В этом положении у нового рулевого механизма ось ролика смещена относительно оси червяка на 6 мм.

Наружный конец вала сошки имеет елочные шлицы, на которые надевают сошку 8. Для правильной установки сошки на вал на их торцах выбиты риски, совмещение которых соответствует расположению сошки на 5° вперед от вертикали при совмещении ролика с серединой червяка. Гайкой закрепляют сошку на валу и подтягивают ее во время эксплуатации.

Для смазывания деталей корпус рулевого механизма заправляют трансмиссионным маслом до уровня заливного отверстия, которое закрывается пробкой 12. Вытекание масла из корпуса предотвращается самоподжимным сальником, войлочным кольцом и картонными прокладками.

Детали, соединяющие сошку с поворотными цапфами, составляют рулевой привод. На нижнем конце сошки в коническом отверстии закреплен стержень шарового пальца, сфера которого размещена в продольной рулевой тяге 7. С обеих сторон шарового пальца находятся вкладыши 13. которые прижимаются к нему сферическими выемками с помощью пружины 14, помещенной на упоре и зажатой в рулевой тяге пробкой 15. Подобное шаровое сочленение соединяет передний конец продольной   рулевой   тяги  с   рулевым   рычагом.

98. Рулевой механизм трактора ЮМЗ-6Л/М:

1 — рулевое колесо, 2 — кнопка сигнала, 3 — рулевая колонка, 4— червяк, 5 — регулировочные прокладки, б — вал сошки, 7 — продольная тяга, 8 — сошка, 9 — корпус, 10 — ролик, // — рулевой вал, 12 — пробка заливного отверстия, 13 — вкладыш, 14 — пружина, 15 — регулировочная пробка, 16 — регулировочный винт, 17 — шайба, 18 — гайка, 19 — стакан подшипника

Иллюстрация к статье `Ходовая часть и рулевое управление - §  53.1.  Рулевое  управление`

Иллюстрация к статье `Ходовая часть и рулевое управление - §  53.1.  Рулевое  управление`

Остальные детали рулевого привода были рассмотрены   выше  и   показаны   на     97.

Направление движения трактора изменяют поворотом рулевого колеса. При повороте рулевого колеса по часовой стрелке (вправо) червяк поворачивает через ролик нижний конец сошки назад. Сошка через продольную тягу и соединенную с ней рулевую трапецию поворачивает направляющие колеса   направо.

При повороте рулевого колеса против часовой стрелки направляющие колеса поворачиваются налево. Для снижения усилия, которое должен прикладывать водитель к рулевому колесу, рулевое управление трактора МТЗ-5Ои ЮМЗ-6Л/М последних выпусков снабжено гидроусилителем.

В рулевой механизм этого трактора входят гидроусилитель 11 ( 95), рулевое колесо, рулевая колонка с рулевым валом 15, промежуточный рулевой вал 13, червяк 12, зубчатый сектор, вертикальный поворотный вал 10 и центральный рулевой рычаг   16.

Детали, соединяющие центральный рулевой рычаг с поворотными цапфами 2, составляют  рулевой  привод.

Гидроусилитель (99) состоит из масляного резервуара 4, масляного насоса 12 марки НШ-10Е распределителя 8 и силового цилиндра 2 с поршнем 3.

Масляным резервуаром служит внутренняя полость корпуса усилителя. Масло в резервуар  заливают   через   горловину,   закрытую крышкой и снабженную сетчатым фильтром и маслометром

Масляный насос шестеренчатого типа более подробно рассматривается в следующей главе. Насос крепят с правой стороны двигателя на крышке распределительных шестерен и приводят в действие от шестерни распределительного вала через промежуточную шестерню.

Силовой цилиндр двустороннего действия установлен в верхней части корпуса усилителя. Шток поршня соединен с рейкой 16, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 15 вертикального поворотного вала с противоположной   стороны   от   червяка.

Распределитель, расположенный на пути потока масла из насоса в цилиндр, управляет работой цилиндра. Он состоит из корпуса с каналами и золотника 7, закрепленного на хвостовике червяка рулевого механизма. С обеих сторон золотника находятся шайбы 6, в которые под давлением пружин упираются ползуны 5. Внешним краем ползуны упираются с одной стороны в корпус усилителя, а с другой— в   крышку   распределителя.

Ползуны с пружинами с помощью шайбы удерживают золотник в нейтральном (среднем) положении, когда водитель не поворачивает рулевое колесо, и трактор движется в нужном направлении. При этом золотник выточками соединяет нагнетательную магистраль 11 со сливной /, и масло, нагнетаемое насосом, сливается в резервуар по сливной магистрали, не поступая в силовой цилиндр.

Поворотом рулевого колеса поворачивают червяк, который, упираясь в зубья сектора, смещается в осевом направлении вместе с золотником, и нагнетательная магистраль насоса соединяется с одной из полостей силового цилиндра. Масло, нагнетаемое насосом в эту полость цилиндра, перемещает поршень, а вместе с ним и шток с рейкой, поворачивая с помощью сектора вертикальный рулевой вал, который через тяги и рычаги соединен с   направляющими   колесами.

При этом другая полость цилиндра через трубку и золотник соединяется со сливной магистралью 1, масло из этой полости вытесняется  поршнем в резервуар.

Если прекратить вращение рулевого колеса, то золотник возвращается в среднее (нейтральное) положение под действием пружин и работа усилителя заканчивается, а трактор продолжает движение в выбранном направлении.

Усилие тракториста, прикладываемое к рулевому колесу, используется только для перемещения золотника, т. е. для включения усилителя.

Если гидроусилитель неисправен, поворот   трактора   рулевым   колесом   затруднен.

iipn nuuupuic рулевого колеса по часовой стрелке (вправо) червяк поворачивает сектор вместе с вертикальным поворотным валом тоже по часовой стрелке (вид сверху), а поворотный вал с помощью рычагов и тяг — поворотные цапфы с направляющими колесами вправо.

Для того чтобы количество масла, подаваемое в полость цилиндров, при переменной частоте вращения коленчатого вала не менялось, в крышку гидроусилителя вмонтирован клапан 9 постоянного потока. Там же размещается и предохранительный клапан 10, который срабатывает при давлении 7,5— 8,0 МПа (75—80 кгс/см2). Оба клапана запломбированы и регулировать их водителю запрещено.


2008-2018©