Ходовая часть и рулевое управление

§ 52. Колеса


§ 51. Остов и передняя ось
§ 52. Колеса
§ 53.1. Рулевое управление
§ 54. Техническое обслуживание ходовой части и рулевого управления
§ 53.2. Привод рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82
§ 53.3. Гидроусилитель рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82
§ 53.4. Цилиндр гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82
§ 53.5. Распределитель гидроусилителя рулевого управления МТЗ-80, МТЗ-82

§ 52. Колеса

На современных тракторах устанавливают дисковые колеса с пневматическими шинами. У тракторов МТЗ-50 и ЮМЗ-6Л/М ведущие колеса задние. В результате сцепления ведущих колес с грунтом их вращательное движение преобразуется в поступательное движение  трактора.

Устройство ведущих и направляющих колес трактора показано на 97. Каждое колесо состоит из ступицы 8, диска 9 с ободом

5  и  покрышки 3 с камерой 4.   Причем  обод приварен к диску, а диски привернуты к ступице. Ступица заднего колеса закреплена на полуоси вкладышами 2, которые стянуты со ступицей   болтами.   На  ободе  смонтирована пневматическая   шина   низкого   давления,   в которую входит камера и покрышка. На протекторе покрышки выполнены почвозацепы, которые улучшают сцепление шины с грунтом.

Для увеличения сцепления ведущих колес с почвой на их диски вешают грузы 10, а камеры заполняют на 3/4 их объема водой. Во время заморозков вместо воды заливают 25%-ный раствор хлористого кальция, который не замерзает до —30°С. После заполнения камер раствором или водой колесо следует накачать воздухом до нормального давления. Нормальное давление воздуха в шинах задних колес 0,1 ±0,01 МПа (1,0+0,1 кгс/см2), направляющих ведомых колес — 0,18 + + 0,01 МПа и направляющих ведущих колес — 0,14—0,25 МПа (в зависимости от нагрузки на   шину).

При использовании трактора на транспортных работах следует снять дополнительные грузы с задних колес и слить жидкость из  шин.

На тракторе МТЗ-50 ступица ведущего колеса закреплена болтами на полуоси 1 конической передачи шпонкой и вкладышем 12 с червяком 11, витки которого заходят в прорези полуоси. Вращая червяк, можно передвинуть ведущее колесо на полуоси и получить нужную для работы колею. Перед этим необходимо поднять домкратом заднюю часть трактора до отрыва колес от земли и ослабить болты крепления вкладыша к ступице колеса.

При установке колеи свыше 1600 мм ведущие колеса трактора переставляют с одной стороны на другую, диски располагают выпуклость внутрь, а острые концы рисунка покрышки направляют по ходу вращения колеса.

Ступица 8 переднего ведомого колеса вращается на двух роликовых конических подшипниках, установленных на полуоси цапфы и закрепленных корончатой гайкой 14. Гайку используют для регулировки подшипников. В полость ступицы закладывают смазку. Во время эксплуатации смазка в ступицу нагнетается через пресс-масленку. Пневматическая шина переднего колеса, смонтированная на ободе, также включает в себя покрышку и камеру.

В камере имеется вентиль 6, используемый для  накачивания   шин  воздухом.

Для лучшего сцепления с почвой на шинах передних ведущих колес предусмотрены грун-тозацепы.

Бесперебойная работа трактора во многом зависит от состояния шин. Поэтому во время эксплуатации трактора необходимо выполнять следующие правила.

Не допускать попадания на шины топлива и масла. Очищать покрышки от приставшей   грязи   и   посторонних   предметов.

Соблюдать нормы давления в шинах. Не допускать резкого торможения и резкого трогания трактора с места,  избегать крутых

Иллюстрация к статье `Ходовая часть и рулевое управление - §  52.  Колеса`

Иллюстрация к статье `Ходовая часть и рулевое управление - §  52.  Колеса`

Иллюстрация к статье `Ходовая часть и рулевое управление - §  52.  Колеса` 97.  Колеса:

а— заднее колесо трактора ЮМЗ-6Л/М, 6 — заднее колесо трактора МТЗ-50, в — приспособление для накачивания шин, г — переднее колесо; 1— полуось. 2 — вкладыш стопора ступицы, 3 — покрышка. 4 — капера, 5 — обод, 6 — воздушный вентиль. 7 — колпачок золотника, 8 — ступица, 9 — диск, 10 — навесной груз, 11 — червяк, 12 — вкладыш, 13 — приспособление для накачивания шин, 14—регулировочная  гайка

поворотов, что приводит к неравномерному износу шин. Не допускать работу трактора : большим  буксованием  ведущих колес.

При длительном хранении трактора устанавливать его на козлы, чтобы покрышки не сосались грунта.

Монтировать шины на обод необходимо на чистом полу, не допуская попадания внутрь покрышки грязи и земли.

Монтируют шину на обод в такой последовательности.

Заводят на кромку обода один борт покрышки с помощью монтажных лопаток. Посыпают вытертую насухо камеру тальком, 'укладывают в покрышку и расправляют. 1ставляют вентиль камеры в отверстие обода и накачивают шину до 'Д—7з нормального объема.

Заводят второй борт покрышки за кромку обода с помощью монтажных лопаток. Заканчивают перетягивать борт покрышки у вентиля. Накачивают шину до нормального размера. Демонтируют шину в обратной последовательности. Чтобы облегчить накачивание шин, к трактору прикладывают специальное приспособление 13, позволяющее накачивать шины воздухом от двигателя.

Для накачивания шин воздухом от двигателя приспособление устанавливают на головку цилиндров вместо форсунки и закрепляют   его.

Затем соединяют наконечник шланга приспособления с вентилем камеры и при малой частоте вращения коленчатого вала накачивают  шины  до  требуемого  давления.


2008-2018©