Коробка передач

§ 45. Устройство коробки передач трактора МТЗ50


§ 44. Устройство коробки передач трактора ЮМЗ6Л/М
§ 45. Устройство коробки передач трактора МТЗ50
§ 46. Техническое обслуживание коробки передач

§ 45. Устройство коробки передач трактора МТЗ50

На тракторе МТЗ50 установлена девятиступенчатая коробка передач (82). Она состоит из корпуса 1, первичного 4, промежуточного 3, вторичного 75 валов и вала пониженных передач, механизма их переключения и шестерен. Корпус коробки передач отлит из чугуна отдельно от корпуса заднего моста. Первичный и вторичный валы расположены соосно.

Вторичный вал вращается в роликовых конических подшипниках, а остальные — в шариковых. Задний подшипник вторичного вала размещен в стакане, который установлен в задней стенке корпуса коробки передач. Под фланец стакана установлены регулиро­вочные прокладки 14, с помощью которых регулируют осевой зазор в конических под­шипниках. Вторичный вал 75 изготовлен за­одно с ведомой шестерней первой ступени .редуктора. Внутренние зубья этой шестерни предназначены для включения прямой (IX) передачи. На шлицах вторичного вала не­подвижно укреплены ведомая шестерня вто­рой ступени редуктора и ведущая коническая шестерня главной передачи. Подбирая тол­щину шайбы 16, установленной под кониче­ской шестерней, обеспечивают определенное положение конической шестерни относитель­но задней плоскости корпуса коробки пере­дач. В торце вторичного вала расточено углуб­ление, в которое запрессован подшипник, являющийся задней опорой первичного вала.

Промежуточный вал изготовлен пустоте­лым. Внутри него проходит вал 2 независи­мого привода ВОМ. На шлицы промежуточ­ного вала надет ряд шестерен. Первые че­тыре шестерни (по ходу трактора) жестко закреплены на валу стопорным кольцом. Пя

тая и шестая шестерни 19 свободно вращают­ся на ступице четвертой шестерни. Так как седьмая и восьмая шестерни — передвижная каретка 18 редуктора, они могут свободно передвигаться по шлицам вала. Двигаясь вперед, каретка включает I ступень редуктора, а при движении назад— II ступень. Во II сту­пени редуктора используется шестерня 17 с внутренними и наружными зубьями, а на ее торце, выступающем из коробки, предусмот­рены зубья для синхронного привода ВОМ Внутри шестерни находится игольчатый под­шипник— задняя опора промежуточного ва­ла.   Шестерня  опирается   на два  шариковых

подшипника, заключенных в стакане, который установлен в расточенное отверстие задней стенки  корпуса коробки передач.

На шлицы первичного вала надеты две передвижные каретки ведущих шестерен. Движением передней каретки 5 вперед вклю­чают V или VIII передачи (в зависимости от включенной ступени редуктора), а движением назад—IV и VII передачи.

Задняя каретка 6 может находиться в трех рабочих положениях. В переднем поло­жении она включает III или VI, в заднем поло­жении — IX (прямую) передачу. В среднем положении каретка передает вращение валу 6

82. трактора МТЗ50:

1 — корпус, 2 — вал независимого привода ВОМ, 3 — промежуточный вал, 4 — первичный вал, 5 — каретка шестерен IV, V и VII, VIII передач, 6 — каретка шесте­рен III, VI и IX передач, 7 — крышка, 8— ползун с вилкой, 9 — замковая пластина, 10 — шестерня вто­ричного вала, // — фиксатор, 12 — сапун, 13 — рычаг переключения, 14 — регулировочные прокладки, 15 — вторичный вал, 16 — шайба, 17 — ведущая шестерня II ступени, 18 — каретка переключения диапазонов (ступеней) редуктора, 19 — шестерня с двумя венцами

Иллюстрация к статье `Коробка передач - §  45.  Устройство  коробки  передач  трактора  МТЗ50`

                                                                                                                           18

пониженных передач (83), расположен­ному с левой стороны корпуса, с помощью надетой на него шестерни 7. На его шлицах крепится передвижная каретка 5. Движением назад она включает I или II передачу, а дви­жением   вперед  —   передачи   заднего   хода.

Промежуточная шестерня 2 заднего хода вращается на неподвижной оси и находится в постоянном зацеплении с палым венцом передней шестерни 4, установленной на шли­цах промежуточного вала.

Механизм переключения передач ( 82) состоит из рычага 13 переключения, ползунов 8 с вилками, замковых пластин и фиксаторов. Каждая вилка переключения пе­ремещает одну каретку. Вилка каретки редук­тора соединена со своим ползуном, валиком и поводком, а остальные вилки приварены к своим ползунам.

Замковые пластины 9 не позволяют ры­чагу переключения передвигать одновремен­но два ползуна, т. е. включать сразу две пе­редачи. Шариковые фиксаторы 11 удержи­вают ползуны и каретки от произвольного перемещения.

Раздаточная коробка трактора МТЗ52 повышенной проходимости. Трак­тор МТЗ52 снабжен передним ведущим мос­том и передними ведущими колесами. Пере­дачу крутящего момента от коробки передач переднему ведущему мосту осуществляет раз­даточная коробка. С ее помощью передний мост включается автоматически, когда бук­сование трактора достигает  5—6%.

Раздаточная коробка (84) представ­ляет собой одноступенчатый редуктор с ро­ликовой муфтой свободного хода. Корпус 4 раздаточной коробки с наружной стороны прикреплен болтами к правой стенке корпуса коробки передач. В корпусе раздаточной ко

Иллюстрация к статье `Коробка передач - §  45.  Устройство  коробки  передач  трактора  МТЗ50`

Иллюстрация к статье `Коробка передач - §  45.  Устройство  коробки  передач  трактора  МТЗ50`

83. Вал пониженных передач и заднего хода:

 1 — корпус, 2 — промежуточная шестерня заднего хода, 3 — вал привода ВОМ, 4 — шестерня промежу­точного вала, 5 — каретка, 6 — вал пониженных пере­дач и заднего хода, 7 — шестерня, 8 — крышка

84. Раздаточная коробка:

1 — педаль, 2 — шестерня II ступени редуктора, 3 — промежуточная шестерня, 4 — корпус раздаточной коробки, 5 — наружная обойма с шестерней, 6 — ро­лик, 7 — внутренняя обойма муфты свободного хода, 8 — передвижная шестерня, 9 — фланец карданного вала, 10 — вал, 11 — вилка, 12 — пружина

робки на двух шариковых подшипниках вра­щается вал 10. На шлицах вала установлены внутренняя обойма 7 муфты свободного хода, передвижная шестерня 8 блокировки и фланец 9 карданного вала.

Шестерня раздаточной коробки, изготов­ленная заодно с наружной обоймой 5 муфты свободного хода и внутренним зубчатым вен­цом, через промежуточную шестерню нахо­дится в постоянном зацеплении с шестерней 2 II ступени редуктора коробки передач. Наруж­ная обойма муфты свободного хода повора­чивается относительно внутренней обоймы на шариковых подшипниках. В профилиро­ванных пазах наружной обоймы расположены заклинивающие   цилиндрические   ролики   6.

Передаточные числа в механизмах подоб­раны таким образом, что при отсутствии бук­сования ведущими служат только задние ко­леса. Это происходит, потому что наружная обойма с шестерней 5 вращается медленнее внутренней обоймы 7, связанной с передними колесами. Ролики расклиниваются и не пре­пятствуют независимому вращению обеих обойм.

Когда задние колеса начинают буксо­вать, скорость движения трактора уменьша­ется и вследствие этого снижается частота вращения передних колес и соединенной с ними внутренней обоймы. Шестерня 5, вра­щаясь с прежней частотой, догоняет внут­реннюю обойму, ролики заклиниваются. С это­го момента весь узел вращается как одно целое, передавая крутящий момент от коробки передач на передние колеса. Когда буксо­вание задних колес заканчивается, передний мост вновь автоматически отключается. При заднем ходе, а также при трогании трактора с места, когда необходимо преодолеть боль­шое тяговое сопротивление, или при переезде через дорожные препятствия можно прину­дительно включать передний ведущий мост, введя передвижную шестерню блокировки в зацепление с внутренним зубчатым венцом наружной обоймы педалью 1. Если снять с педали ногу, то блокировка прекращается, так как пружина 12 возвращает педаль и пе­редвижную шестерню в исходное положение. Детали раздаточной коробки смазываются маслом, находящимся в корпусе коробки пе­редач.


2008-2018©