Коробка передач

§ 44. Устройство коробки передач трактора ЮМЗ6Л/М


§ 44. Устройство коробки передач трактора ЮМЗ6Л/М
§ 45. Устройство коробки передач трактора МТЗ50
§ 46. Техническое обслуживание коробки передач

§ 44. Устройство коробки передач трактора ЮМЗ6Л/М

трактора ЮМЗ6Л/М эис. 79) десятиступенчатая, четырехходовая. Она состоит из корпуса, трех валов, шестерен, редуктора и механизма переключения передач. Корпус 2 коробки передач тлит заодно с корпусом заднего моста, который называют иногда корпусом трансмиссии.

Корпус трансмиссии передним фланцем соединен с корпусом сцепления болтами и центрирующими штифтами. На передней стенке корпуса имеется ряд расточенных отвертий. Малые верхние отверстия служат для становки валиков 11 переключения передач. Два центральных отверстия предназначены для установки первичного и промежуточного валов коробки передач. С левой стороны от центральных отверстий имеется расточка в которой неподвижно устанавливают ось промежуточной шестерни привода сельско хозяйственных машин. Корпус трансмисс разделен литой вертикальной перегородкой  на два отсека. В переднем отсеке смонтирован механизм коробки передач.

В центральной части коробки перед размещены три вала: первичный 1, промежуточный 18 и вторичный 12. Первичный и вторичный валы расположены соосно. Первичный вал установлен в стакане 3 на двух роликовых цилиндрических подшипниках.

Стакан закреплен болтами на передней стенке корпуса трансмиссии. Первичный вал изготовлен заодно с задней вилкой соедините ной муфты. На шлицах вала помещена ше терня, которая является ведущей на всех передачах. Осевое перемещение шестерне вдоль вала предотвращается стяжным болтом, свободно проходящим внутри первичного вала.

В задней части стакана установлен шариковый подшипник, который является пер ней опорой вторичного вала. Под фланец стакана устанавливают набор регулировочных прокладок, необходимых для регулировки осевого смещения вторичного вала Задней опорой вторичного вала служит пиковый цилиндрический подшипник, который помещен в стакане, установленного расточке  перегородки   корпуса  трансмисс

Вторичный вал изготовлен как одно целое с конической шестерней, которая перед вращение механизму заднего моста на в передачах. На наружной поверхности в имеются шлицы, по которым могут свободно, перемещаться три каретки 13, с помощью которых можно получить пять различных передач. Первая и вторая каретки (по ходу трактора) представляют собой двойные шестерни, а задняя — одинарную шестерню, поскольку шестерни кареток ведомые, то с мощью наименьшей из них по диаметру можно   установить  самую   высокую   передачу

Иллюстрация к статье `Коробка передач - §  44.  Устройство  коробки  передач  трактора  ЮМЗ6Л/М`

79. траки ЮМЗ6Л/М:

а — устройство, б — положение фиксатора в момент переключения, в   положение фиксатора при выключенном сцеплении; 1 — первичный вал 2 — корпус, 3 — стакан подшипников, 4 — фиксатор, 5 — валик блокировки, 6 — вилка, 7 — рычаг включения передач, 8 — колонка,9 — крышка, 10 — кулис лик переключения, 12 — вал, 13 — подвижная шестерня (каретка), 14 — блок с двумя шестернями, 15 — шестерня, 16 — пробка,17  — двойная  подвижная  шестерня,18  — промежуточный вал, 19 — вал привода  ВОМ

11

                           6     7                      9    10

Иллюстрация к статье `Коробка передач - §  44.  Устройство  коробки  передач  трактора  ЮМЗ6Л/М`

15

6

80. Редуктор (а) и шестерня привода сельскохо­зяйственных машин (б):

1 — корпус, 2 — кронштейн, 3 — шестерня с двумя вен­цами, 4 и 5 — пробки контрольных отверстий, 6 — зуб­чатая муфта, 7 — ведущая шестерня, 8 — вал редуктора, 9 — промежуточный вал, 10 — промежуточная шестер­ня заднего хода, 11 — шестерня, 12 — подвижная шес­терня двойная, 13 — шестерня привода сельскохозяй­ственных машин, 14 — крышка. 75 — шестерня проме­жуточного вала, 16 — первичный вал

наоборот, с помощью наибольшей шестер­ни— самую низкую передачу. Каждая ка­ретка со стороны заднего торца на ступице имеет кольцевую проточку прямоугольной формы, в которую входит вилка переключе­ния, передвигающая каретку вдоль вала.

Промежуточный вал пустотелый, распо­ложен ниже вторичного вала и вращается в двух шариковых подшипниках. Внутри вала проходит вал 19 привода ВОМ, который в задней части опирается на бронзовую втулку, запрессованную в расточку промежуточного вала, а в передней — на шариковый подшип­ник, установленный в специальном корпусе. В задней части вал имеет шлицы, на них помещены шесть шестерен, которые от сме

щения вдоль вала удерживаются стопорной пластиной, установленной в вырез вала перед первой неподвижной шестерней. Вторая и третья шестерни объединены в одном блоке 14. Первая шестерня 15, кроме наружных, имеет еще и внутренние зубья, в которые может входить малый венец двойной подвижной шестерни 17. Двойная подвижная шестерня свободно размещена на гладкой части промежуточного вала и имеет внутри бронзовую втулку. Большой венец этой шестерни по­стоянно находится в зацеплении с шестерней первичного вала. С помощью двойной под­вижной шестерни и встроенного с правой стороны редуктора можно удвоить число передач, получаемых передвижением каре­ток на вторичном валу.

Редуктор (80, а), необходимый для понижения скоростей и удваивающий число передач, представляет собой обособ­ленный узел. Механизм редуктора смонти­рован на специальном кронштейне, который закреплен болтами к корпусу коробки передач с правой стороны. Кронштейн отливают из чугуна вместе с двумя приливами, которые имеют соосные расточки. В них помещены шариковые подшипники, являющиеся опо­рами вала редуктора. Вал 8 редуктора несет на себе ведомую шестерню 3, внутри которой запрессована бронзовая втулка. На шлицевой части вала установлены ведущая шестер­ня 7 редуктора и зубчатая муфта б.

Зубчатая муфта может перемещаться вдоль вала под действием вилки переключе­ния, которая входит в кольцевую канавку на ступице муфты. Если переместить зубча­тую муфту вперед, произойдет зацепление ее внутренних зубьев с зубьями малого венца ведомой шестерни, что будет соответство­вать включенному редуктору. Если переме­стить зубчатую муфту назад, то произойдет отключение ее от ведомой шестерни, кото­рая, оставаясь в зацеплении с двойной шестер­ней 12 промежуточного вала, свободно враща­ется на валу редуктора. Промежуточная шес­терня 10 заднего хода расположена сзади в нижней части переднего отсека корпуса трансмиссии и находится в постоянном зацеп­лении с ведущей шестерней заднего хода, установленной на промежуточном валу. Шес­терня вращается в двух шариковых подшип­никах на неподвижной оси, закрепленной в расточках кронштейна корпуса коробки пе­редач. От проворачивания в корпусе ось сто­порят установочным болтом, цилиндрический венец которого входит в паз, выфрезерованный   на оси.

Слева в передней части корпуса коробки передач расположена промежуточная шестер­ня 13 привода сельскохозяйственных машин. Эта шестерня вращается на двух шариковых

подшипниках, установленных на неподвиж­ной оси, которая размещена в расточках передней стенки корпуса и внутренней пере­городки и закреплена от проворачивания сто­порным болтом. Рядом с промежуточной шес­терней привода сельскохозяйственных машин в левой стенке корпуса коробки передач име­ется  люк,   который закрывают крышкой   14.

Детали коробки передач смазываются разбрызгиванием масла, находящегося в кор­пусе трансмиссии. Его заливают через отвер­стие в крышке коробки передач, закрываемое пробкой. На стенке кронштейна редуктора имеются две контрольные пробки. Масло заливают до уровня верхней пробки 5 и доли­вают, когда уровень масла достигнет нижней пробки 4. Сливают грязное масло через два отверстия, расположенные в дне корпуса. Сливные отверстия закрывают магнитными пробками.

Сверху коробку передач закрывают крышкой 9 ( 79, а). В крышке и в верх­ней части коробки смонтирован механизм переключения передач. Этот механизм со­стоит из рычага, валиков переключения с вил­ками, кулисы, фиксаторов и валика блокирую­щего устройства.

Рычаг 7 переключения передач смонти­рован в колонке 8, установленной на крышке. На верхней части рычага навернута пласт­массовая рукоятка. В нижней части рычаг имеет сферический шарнир, который входит в сферическую поверхность колонки и прижат к ней пружиной. От проворачивания вокруг оси рычаг удерживается штифтом, запрес­сованным в колонку. На утолщенную часть рычага надет резиновый защитный чехол, который в нижней части на колонке закреплен хомутиком. Чехол предотвращает попадание пыли и грязи на сферическую поверхность рычага  и  в  полость  коробки.

Валики 11 переключения передач сво­бодно установлены в расточках передней стенки корпуса трансмиссии и перегородки и могут перемещаться в продольном направ­лении. Валики снабжены упорами, которые закреплены болтами и служат для переме­щения валиков рычагом. С этой целью упоры имеют паз, в который входит сферический конец рычага. На трех валиках закреплено по одной вилке б, которые рожками входят в расточки подвижных кареток. Четвертый валик (правый по ходу трактора) соединен промежуточным рычагом с промежуточным валиком, на котором закреплены две вилки. Задняя вилка соединена с зубчатой муфтой редуктора, а передняя—с двойной подвиж­ной  шестерней.

На крышке коробки под колонкой раз­мещена кулиса 10. Она представляет собой выштампованный   лист   квадратной   формы с четырьмя продольными пазами, соединен­ными между собой в середине. Благодаря раз­мерам и расположению пазов на кулисе дает­ся направление движению рычага переклю­чения, ограничивается его перемещение и исключается возможность одновременного включения двух передач. Чтобы устранить неправильную установку кулисы на крышке коробки передач, одно из четырех отверстий крепления кулисы имеет увеличенный диа­метр.

Для уменьшения торцового износа зубьев, исключения неполного включения шестерен и самовыключения их при работе коробка передач снабжена механизмом блокировки. Он состоит из фиксаторов 4 с пружинами и валика блокировки. Фиксаторы установлены в четырех глухих отверстиях, расположенных в перегородке корпуса соосно с горизонталь­ными отверстиями под валики переключения. Пазы на валиках переключения расположены так, что совмещение их с фиксатором соответ­ствует нейтральному положению шестерен в коробке либо их включенному положению. На хвостовики фиксаторов надевают пру­жины, которые поджимают их к валикам. Сверху пружины прижаты планкой, че­рез прямоугольные отверстия которой про­ходят четырехгранные хвостовики фикса­торов.

Над фиксаторами расположен блокиро­вочный валик, соединенный тягой с педалью сцепления. В средней части блокировочного валика выфрезерован паз. Когда сцепление включено, паз валика повернут в сторону от фиксатора ( 79, б). В этом положении переключить передачи нельзя, потому что фиксаторы, упираясь в цилиндрическую часть блокировочного валика, не могут подняться и освободить валики переключения. Если выключить сцепление, то тяга, соединенная педалью сцепления, повернет валик блоки­ровки так, что его паз окажется обращенным вниз к фиксаторам (79, в). В таком поло­жении блокировочного валика можно пере­местить валики переключения и, следова­тельно,   можно  переключать   передачи.

Различные передачи на тракторе ЮМЗ6Л/М (81) включаются следующим образом. От первичного вала через шестер­ню 1 вращение передается на двойную под­вижную шестерню 13 промежуточного вала. Малый венец двойной шестерни может быть включен или выключен с внутренними зубья­ми шестерни 2, причем большой венец двой­ной шестерни не выходит из зацепления с шестерней первичного вала.

Рассмотрим вначале передачу вращения при пониженном диапазоне, когда двойная шестерня выключена из зацепления с внутрен­ними   зубьями   шестерни  2,   как   показано   на

12         3              4         5    6

Иллюстрация к статье `Коробка передач - §  44.  Устройство  коробки  передач  трактора  ЮМЗ6Л/М`

12     11     10

81. Схема коробки передач трактора ЮМЗ6Л/М:

1 — шестерня первичного вала, 2 — шестерня проме­жуточного вала, 3 — каретка шестерен II и IV передач, 4 — каретка шестерен V и III передач, 5 — шестерня I передачи и заднего хода, 6 — вторичный вал, 7 — про­межуточная шестерня заднего хода, 8 — промежуточ­ный вол, 9 — вал редуктора, 10 — зубчатая муфта, // — шестерня с двумя венцами, 12 — шестерня приво­да сельскохозяйственных машин, IS — двойная под­вижная  шестерня

81. Поскольку вилки переключения шес­терни и зубчатой муфты находятся на одном валике переключения, то в этом случае зуб­чатая муфта 10 будет включена в зацепление с малым зубчатым венцом шестерни 11, т. е. будет включен редуктор. Вращение на про­межуточный вал 8 передается при этом только через вал 9 редуктора.

При выключенном редукторе (повышен­ном диапазоне) вращение передается проме­жуточному валу напрямую от двойной под­вижной шестерни 13, а малый венец — со­единяется с внутренними зубьями шестерни 2. Включение и выключение редуктора не может передать вращение на ведущие колеса тракгора, а только изменяет частоту вращения 1 диапазон скоростей. Передача вращения ведущим колесам трактора для движения вперед осуществляется только после введе­ния в зацепление одной из подвижных шестерен, расположенных на вторичном валу, соответствующей шестерней промежуточного »ала.

Чтобы включить любую передачу, необходимо выключить главное сцепление, вы­жав педаль до упора в защелку, а затем, пе­ремещая рычаг переключения передач влево

или вправо, совместить его с соответствую­щим пазом кулисы и переместить рычаг вдоль паза вперед или назад. При этом валики пере­ключения передвинут через вилки подвижные каретки вдоль вторичного вала. Если пере­двигать каретку 3 вперед, можно получить II передачу. Если же эту каретку переместить назад — IV передачу. С помощью каретки 4 можно включить III (переместив ее назад) или V передачу (передвинув ее вперед). Пе­ремещая шестерню 5 вперед, получают I пе­редачу. Движение трактора задним ходом обеспечивается шестерней 5, перемещаемой назад, где она зацепляется с промежуточной шестерней 7. В этом случае вращение от про­межуточного вала на вторичный передается через промежуточную шестерню, вращение вторичного вала изменится на обратное.


2008-2018©