Сцепление и соединительная муфта

§ 41. Сцепление


§ 41. Сцепление
§ 42. Соединительная муфта
§ 43. Техническое обслуживание сцепления
§ 41.2. Корпус сцепления МТЗ-80, МТЗ-82
§ 41.3. Привод выключения сцепления МТЗ-80, МТЗ-82

§ 41. Сцепление

Сцепление служит для временного отключения трансмиссии от двигателя при переключении передач и кратковременной остановке трактора, а также для плавного включения их при трогании трактора с места.

Сцепление трактора ЮМЗ-6Л/М 74) состоит из главного сцепления и сцепления привода к валу отбора мощности, которые выполнены как один агрегат, называемый двойным сцеплением. Оно смонтировано в корпусе 1, который является несущей частью остова трактора. Корпус сцепления средним фланцем закрепляют к картеру маховика двигателя и полураме, а задним фланцем—к корпусу коробки передач и заднего моста.

Двойное сцепление сухое, постоянно-замкнутого типа с нажимным пружинным ме-ханизмом. Оно состоит из ведущих и ведомых частей и механизма выключения. В ведущую часть сцепления входят маховик двигателя i два нажимных диска 6 и 7, которые могут перемещаться в осевом направлении по пальцам, запрессованным в маховик. Ведомую часть сцепления составляют два ведомы диска 5 и два вала. Для увеличения сил трения к стальным ведомым дискам с обеих сторон приклепаны фрикционные накладки, изготовленные из спрессованного асбеста. Внутри к каждому ведомому диску приклепана ступица,   которая   имеет   шлицы.

Ведомые и нажимные диски сцепления расположены между торцовой поверхность! маховика и девятью двойными пружинами . размещенными в стаканах, которые установ лены в отверстиях опорного диска 8. Опорный диск болтами привернут к маховик; Под действием сильных пружин нажимных диски плотно прижимаются к ведомым и передают   им   вращательное   усилие.

Передний ведомый диск помещается на шлицах вала 15 сцепления и может перемещаться по ним. Задний ведомый диск расположен на шлицах пустотелого вала 14 и тоже может по ним перемещаться. Благодаря наличию в сцеплении двух ведомых диско обеспечивается передача вращения от коленчатого вала двигателя по двум независимы потокам. От переднего ведомого диска вращение передается на вал сцепления и далее через соединительную муфту 13 на первичны

вал коробки передач, т. е. на трансмиссию трактора. Задний ведомый диск через пустотелый вал и передаточные шестерни приводит во вращение вал отбора мощности. Задний ведомый диск, кроме основных пружин, зажат между нажимными дисками дополнительными пружинами, надетыми на штыри 2, которые входят в отверстия нажимных дисков и  удерживаются сухариками.

Механизм выключения состоит из нажимных рычагов 10, отводки 11, педали и деталей, соединяющих педаль с отводкой. Корпус отводки свободно посажен на кронштейне 12, привернутом к корпусу сцепления. В гнездо корпуса отводки запрессован выжимной подшипник с упорной втулкой.

Выключают сцепление (75, а) нажатием На педаль до отказа. При этом соедини-

Иллюстрация к статье `Сцепление и соединительная муфта - §  41.  Сцепление`

74. Сцепление трактора ЮМЗ-6Л/М:

1 — корпус, 2 — штырь, 3 — пружина, 4 — маховик, 5 — ведомый диск, 6 — передний нажимной диск, 7 — задний нажимной диск, 8 — опорный диск, 9 — регулировочная гайка, 10 — нажимной рычаг, 11 — отводка, 12 — кронштейн,  13 — соединительная муфта, 14 — вал привода ВОМ, 15 — вал сцепления,  16 — масленка

Иллюстрация к статье `Сцепление и соединительная муфта - §  41.  Сцепление`

75.  Схема работы двойного сцепления:

а — главное сцепление выключено, 6 — главное сцепление и сцепление привода ВОМ выключены, в — сцепление включено; 1 — рычаг, 2 — ведомые диски, 3 — вал сцепления, 4 — тяга, 5 — отжимной рычаг, 6 — отводка. 7 — валик блокировки коробки передач, 8 — защелка фиксатора, 9 — упорный болт, 10 — задний нажимной диск, // — передний нажимной диск, 12— «ал привода ВОМ, 13— маховик, 14— шестерня привода BOM, 15— пружина

тельная тяга перемещается назад и действует на рычаг 1, который перемещает через вилку отводку б вперед. Упорная втулка выжимного подшипника соприкасается с внутренними концами отжимных рычагов 5 и отводит их наружные концы назад, оттягивая за тяги задний нажимной диск, преодолевая действие нажимных пружин. Вначале, благодаря дополнительным пружинам, назад отходят оба нажимных диска и освобождают передний ведомый диск 2. Главное сцепление выключается, а сцепление привода вала отбора мощности  остается   включенным.

Момент полного выключения главного сцепления при включенном сцеплении привода вала отбора мощности фиксируется специальной защелкой 8, в которую упирается валик 7 блокировки коробки передач, поворачивающийся при нажатии на педаль. Защелка фиксатора тягой связана со специальной педалью, расположенной у правой ноги тракториста. Если предварительно нажать на педаль защелки и на педаль сцепления до отказа (75, б), то передний нажимной диск 11 упрется в упорные болты 9 и остановится, а задний нажимной диск 10 отойдет от переднего и освободит второй ведомый диск, т. е. сцепление привода вала отбора мощности выключается.         Включается         сцепление

(75, в) под действием нажимных пружин /5, если убрать ногу с педали.

Описанное двойное сцепление весьма удобно при работе с сельскохозяйственными машинами, имеющими привод от вала отбора

мощности, так как при переключении передач работа вала отбора мощности не прекращается.

Сцепление трактора МТЗ-50 ( 76) в отличие от сцепления трактора ЮМЗ-6Л/М однодисковое. Оно также состоит из ведущих и ведомых частей и механизма выключения. В ведущую часть сцепления входят маховик 6 двигателя и чугунный нажимной диск 2, а в ведомую — ведомый диск 4 с фрикционными накладками и вал 3 сцепления (вал трансмиссии).

Нажимной диск тремя выступами заходит в окна опорного диска 8, закрепленного на маховике болтами. На выступах пальцами крепятся отжимные рычаги 7. Между опорными и нажимными дисками установлены в стаканах двенадцать пружин, которые через ведущий диск прижимают ведомый диск к маховику. Между задней накладкой ведомого диска и диском ставятся упругие пластины, которые способствуют более плавному включению сцепления. Ведомый диск демпферными пружинами 5 соединен со ступицей, внутри которой нарезаны шлицы. Ступица надевается на шлицы вала трансмиссии и вращается вместе с ним.

Механизм выключения сцепления соответствует вышеописанному.

Во время стоянки и движения трактора сцепление под давлением пружин находится во включенном положении. Вращение ведомому, диску передается под действием сил трения   маховиком  и   нажимным  диском.   Нажимая   ногой   на   педаль,   сцепление   выключают.

В шлицах ступицы опорного диска установлен ведущий вал 9 независимого привода вала отбора мощности. Этот вал изготавливается пустотелым и вращается в шариковых

подшипниках, установленных на кронштейнах, которые крепятся к корпусу сцепления. Цилиндрическая шестерня, выполненная заодно с ведущим валом, при работающем двигателе постоянно передает вращение через ведомую   шестерню   независимому   валу   от-

Иллюстрация к статье `Сцепление и соединительная муфта - §  41.  Сцепление`9   10

76. Сцепление трактора МТЗ-50:

1 -корпус. 2 - нажимной диск. 3 — вал трансмиссии, 4 — ведомый диск, 5 — демпферная пружина. 6 — маховик,7 - отжимной рычаг, 8 — опорный диск, 9 — ведущий вал независимого привода ВОМ, 10 — шестерня  привода насоса гидросистемы, 11—ведомый вал привода ВОМ

бора мощности. Кроме того, шестерня ведущего вала вращает промежуточную шестерню привода насоса гидравлической системы, который устанавливается на верхней плоскости корпуса сцепления.

При эксплуатации трактора в сцеплении могут возникнуть следующие неисправности: неполное включение и неполное выключение

Неполное включение, или буксование, сцепления происходит при отсутствии зазора между подшипником отводки и отжимными рычагами, замасливании дисков, износе фрикционных накладок, ослаблении нажимных пружин. В этом случае трактор плохо «тянет», а в кабине ощущается запах горелых накладок.

Неполное выключение (сцепление «ведет») возникает по следующим причинам: большой зазор между подшипником отводки и отжимными рычагами, коробление ведомых дисков, обрыв фрикционных накладок. Признаком неполного выключения сцепления является затрудненное включение передач, которое сопровождается стуком шестерен в коробке передач. Нормальный зазор между подшипником отводки и отжимными рычагами восстанавливают регулировкой. Устранение остальных неисправностей связано с  разборкой сцепления.

Во время работы на тракторе необходимо помнить, что выключать сцепление следует быстро, а включать плавно. От резкого включения сцепления детали трансмиссии могут сломаться. Не следует долго держать сцепление   в   полувыключенном   состоянии,   так

как в этом случае быстро изнашиваются трущиеся поверхности дисков. Выключать сцепление привода вала отбора мощности двойного сцепления следует только при отведенной  защелке.


Авто шина, летние автошины - зима закончилась пора покупать летние автошины, широкий выбор автошин в нашем каталоге.

2008-2018©