Управление трактором

§ 3. Работа на тракторе


§ 1. Общее устройство трактора
§ 2. Подготовка и пуск двигателя
§ 3. Работа на тракторе
§ 4. Меры предосторожности при работе на тракторе

§ 3. Работа на тракторе

По мере нагрева двигателя следует постепенно открывать жалюзи радиатора. При температуре воды выше 75°С жалюзи открывают полностью. Перед началом движения трактора убирают инструмент, поднимают навесное орудие (если оно смонтировано на тракторе) в транспортное положение. При трогании трактора с места необходимо убедиться в отсутствии людей перед трактором и агрегатируемой сельскохозяйственной машиной. Начинают движение трактора следующим образом.

Устанавливают рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее малой частоте вращения коленчатого вала двигателя. Выжимают до отказа педаль сцепления и включают нужную передачу. Включать передачу следует плавно без рывков. Если требуемая передача сразу не включается, рычаг1 переключения передач возвращают в нейтральное положение, немного отпускают педаль сцепления, а затем снова выжимают ее до отказа и повторяют включение передачи, вводя шестерни в полное зацепление. Выключают тормоз, дают двигателю необходимую подачу топлива и плавно без задержки отпускают педаль сцепления. При этом трактор плавно трогается с места. Нельзя трогаться с места рывками, потому что детали трансмиссии и агрегатируемой машины могут поломаться.

Повороты трактора осуществляют вращением рулевого колеса. Крутые повороты выполняют только при движении на малых скоростях. При крутых поворотах можно подтормаживать ведущее колесо, в сторону которого направлен поворот, тормозной педалью. Нельзя выполнять крутые повороты агрегата, если рабочие органы его сельскохозяйственного орудия заглублены в почву. Опускают и поднимают орудия только после того, как закончится поворот и трактор начнет прямолинейное движение.

Во время работы тракторист внимательно следит за показаниями контрольных приборов. Давление масла в двигателе должно быть 0,2—0,35 МПа (2,0—3,5 кг/см) у трактора МТЗ-50, 0,15—0,30 МПа (1,5—3,0 кг/см) у трактора ЮМЗ-6Л/М, температура воды — 70—95 С, давление воздуха в пневмосистеме по манометру — 0,55—0,65 МПа (5,5— 6,5 кг/см). Работать на тракторе с неисправными приборами запрещается.

Тракторист должен следить за выхлопом двигателя, прислушиваться к шуму работы двигателя и трактора. В случае появления из выхлопной трубы густого дыма или возникновения ненормальных стуков необходимо остановить трактор, выявить неисправности и устранить их. Следует периодически проверять давление воздуха в шинах колес.

Не нужно перегружать трактор и работать при буксовании сцепления. Механизм блокировки дифференциала можно включать только для переезда через препятствие при повышенном буксовании одного из задних колес. Во избежание поломки нельзя включать механизм блокировки дифференциала на ходу трактора.

Чтобы остановить трактор, следует нажать на педаль сцепления до отказа, уменьшить подачу топлива, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение и отпустить педаль сцепления. Если необходимо быстро остановить трактор, нажимают одновременно на педали сцепления и обоих тормозов. Не рекомендуется останавливать трактор с помощью тормозов без выключения сцепления.

Продолжительная работа двигателя на холостом ходу при малой частоте вращения не рекомендуется. Если трактор оставляют на длительное время, двигатель обязательно выключают.

Перед длительной остановкой двигатель должен проработать вхолостую 2—3 мин на средних и малых оборотах для снижения температуры воды и масла. Для остановки двигателя полностью выключают подачу топлива в цилиндры, переместив для этого до отказа рычаг управления подачей топлива. Нельзя останавливать двигатель перекрытием крана топливного бака, потому что в топливопроводы может попасть воздух, что затруднит последующий его запуск.

При некоторых неисправностях во время работы двигателя частота вращения коленчатого вала может чрезмерно увеличиться (двигатель «пойдет в разнос»). В этом случае необходимо немедленно прекратить подачу топлива и включить декомпрессионный механизм (у тракторов ЮМЗ-6Л/М). переводя рычаг управления вверх.

На длительных стоянках после остановки двигателя нужно выключить аккумуляторную батарею из электрической цепи, утопив малую кнопку включателя «массы» трактора. Особенности работы в зимних условиях. К зимним условиям относятся работы трактора при температуре воздуха ниже + 5 С. В этих условиях ухудшается работа систем охлаждения, смазочной, питания, пуска двигателя и навесной гидравлической системы. Возникает опасность задира подшипников вследствие застывания масла и замерзания воды в двигателе.

Чтобы обеспечить бесперебойную работу трактора в зимнее время, следует заранее подготовить его к зимней эксплуатации. Для этого надо провести сезонное техническое обслуживание.

Для заправки трактора в холодное время года необходимо применять только зимние сорта топлива и масла. При температуре окружающего воздуха ниже —30 С следует применять дизельное арктическое топливо ДА. Если его нет, то при сильных морозах к зимнему дизельному топливу добавляют тракторный керосин. Дизельное зимнее топливо и керосин смешивают обязательно перед заправкой топливного бака. Если при низких температурах дизельное топливо не смешивать с керосином, то оно густеет и не проходит через топливопроводы, особенно на их изгибах. Нельзя допускать попадания воды в топливо, потому что это приводит к образованию ледяных пробок в топливопроводах и прекращению подачи топлива.

Зимнее дизельное масло имеет меньшую вязкость и низкую температуру застывания. Однако при длительных стоянках нужно сливать масло из картера двигателя в чистую посуду. В холодный двигатель заливают масло, подогретое до 70—80С в водяной ванне. На открытом огне разогревать дизельное масло запрещается: это ухудшает его качество.

В зимних условиях тракторист должен особенно внимательно следить за температурой воды в двигателе. На кратковременных остановках нельзя допускать снижения температуры воды ниже 40°С.

При длительных остановках трактора и температуре воздуха ниже 0 С обязательно сливают воду из системы охлаждения, иначе вода замерзнет и может повредить радиатор и блок двигателя. Сливают воду из двигателя в чистую посуду для дальнейшего ее использования после того, как температура охлаждающей воды в двигателе достигнет 50—60 С. Для быстрого выпуска воды следует открыть крышку радиатора и краники на радиаторе и в блоке.

Полностью удаляют воду из водяного насоса, проворачивая коленчатый вал двигателя пусковым двигателем или стартером с выключенной подачей топлива. После выпуска воды краники оставляют открытыми и вешают табличку с надписью «Вода слита».

Перед пуском двигатель следует прогреть горячей водой. При открытых спускных кранах заливают в радиатор 2—3 л воды, нагретой до температуры 60—90 С. После того как вода вытечет из кранов, их закрывают и заполняют систему охлаждения двигателя горячей водой. Если трактор оборудован предпусковым подогревателем, прогрев двигателя осуществляют с его помощью.

Запрещается запускать дизельный двигатель без воды в системе охлаждения. Для предохранения от размораживания систему охлаждения двигателя заправляют жидкостью с низкой температурой замерзания (антифризом). Относительная плотность этой жидкости больше единицы, а температура замерзания —40 С (марка 40) или —65°С (марка 65).

Антифриз ядовит и при попадании в желудок и кишечник вызывает отравление. Поэтому засасывать его ртом категорически запрещается. При нагревании антифриз расширяется, поэтому его заправляют на 5% меньше, чем воды. Дозаправку системы охлаждения в этом случае производят чистой пресной водой, так как из антифриза испаряется только вода.

Нельзя заливать в систему охлаждения двигателя топливо (керосин, дизельное топливо и т. д.), потом что это ведет к разрушению резиновых шлангов, нарушению температурного режима двигателя и может вызвать пожар.


2008-2018©