Управление трактором

§ 1. Общее устройство трактора


§ 1. Общее устройство трактора
§ 2. Подготовка и пуск двигателя
§ 3. Работа на тракторе
§ 4. Меры предосторожности при работе на тракторе

§ 1. Общее устройство трактора

Трактор состоит из пяти основных частей (1): двигателя 5, трансмиссии 2, ходовой части 1, механизма 4 управления и рабочего оборудования.

Двигатель преобразует тепловую энергию в механическую. Он является источником силы, приводящей трактор в движение.

Трансмиссия представляет собой совокупность механизмов, передающих вращающее усилие коленчатого вала двигателя на ведущие колеса трактора. В трансмиссию входят сцепление, соединительная муфта, коробка передач и задний мост.

Сцепление служит для кратковременного отъединения вала двигателя от коробки передач при переключении передач и для плавного их соединения при трогании трактора с места. Соединительная муфта включает упругие элементы, которые с небольшим перекосом соединяют валы сцепления и коробки передач.

Коробка передач позволяет изменять силу тяги на ведущих колесах трактора и скорость его движения при неизменном усилии на коленчатом валу двигателя путем включения различных пар шестерен. При неизменном направлении вращения коленчатого вала с помощью коробки передач можно изменить движение трактора на задний ход и отсоединить силовой поток от двигателя на ведущие колеса при работе на холостом ходу.

С помощью механизмов заднего моста происходит увеличение крутящего момента и передается вращение валов под прямым углом к ведущим колесам.

Ходовая часть необходима трактору для передвижения. Вращательное движение ведущих колес при сцеплении их с поверхностью почвы преобразуется в поступательное движение трактора. Ходовая часть состоит из полурамы, осей и колес с пневматическими шинами.

Механизм управления служит для изменения направления движения трактора путем поворота его передних колес.

Иллюстрация к статье `Управление трактором - §  1.  Общее  устройство  трактора`

1. Расположение основных агрегатов на тракторе:

1 — ходовая часть, 2 — трансмиссия, 3 — навесная система, 4 — механизм управления,

5 — двигатель

Рабочее оборудование трактора применяется для выполнения различных сельскохозяйственных работ. К рабочему оборудованию относятся вал отбора мощности, прицепное устройство, навесная система 3, приводной шкив.

Для управления трактором и его механизмами во время работы служат следующие органы управления (2).

Педаль 1 сцепления используют для временного отъединения двигателя от трансмиссии. Нажимом ноги на педаль сцепление включают.

Иллюстрация к статье `Управление трактором - §  1.  Общее  устройство  трактора`

2. Органы управления трактора МТЗ-50:

1 — педаль сцепления, 2 — педаль управления подачей топлива, 3, 4 — педали тормозов, 5 — соединительная планка педалей, 6 — маховичок догружателя ведущих колес, 7—ручной рычаг управления подачей топлива, 8 — рычаг переключения передач, 9 — рычаг гидроувеличителя сцепного веса, 10 — щиток приборов, 11 ч— ключ включателя стартера, 12 — амперметр, 13 — рукоятка управления жалюзи радиатора, 14 — контрольный элемент, 15 — манометр, 16 — термометр, 17 — рычаг управления тормозами прицепа, 18 — включатель передних фар, 19 — переключатель задних фар и габаритных огней, 20 — рычаги управления выносными и основными цилиндрами навесной системы, 21 — переключатель указателей поворота, 22 — кнопка звукового сигнала, 23 — рулевое колесо, 24 — рычаг управления задним ВОМ, 25 — тяга привода защелки горного тормоза, 26 — педаль блокировки дифференциала, 27 — рукоятка переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод, 28—тяга включения бокового ВОМ и компрессора, 29 — упор педали управления регулятором. 30 — рукоятка включения насоса гидросистемы.

 В исходное положение педаль возвращается под действием пружины.

Педаль 2 управления подачей топлива. Тягами и рычагами соединена с регулятором топливного насоса 1. При нажиме ногой на педаль частота вращения и мощность двигателя увеличиваются.

Педали левого 3 и правого 4 тормозов действуют на тормозной механизм трактора. Для осуществления крутого поворота трактора нажимают только на ту педаль тормоза, в сторону которой происходит поворот. При перемещении педали правого тормоза включается световой «стоп-сигнал».

Соединительная планка 5 педалей шарнирно закреплена на педали правого тормоза. Планка блокирует педали для одновременного торможения левого и правого колес.

Маховичок 6 гидравлического догружателя ведущих колес служит для регулировки давления подпора в основном цилиндре гидросистемы. При повороте маховичка по часовой стрелке давление подпора уменьшается, а против часовой — увеличивается.

Рычаг 7 управления подачей топлива сблокирован с педалью 2. Крайнее верхнее положение рычага соответствует наименьшей подаче топлива. Перемещением рычага вперед увеличивают подачу топлива, а следовательно, и частоту вращения двигателя.

Рычаг 8 переключения передач может быть установлен в положениях, указанных на схеме. Переключать передачи можно только при полностью выключенном сцеплении. Вначале рычагом включают I или II ступень редуктора, а затем, возвратив рычаг в нейтральное положение (Н), включают нужную передачу.

Рычаг 9 гидроувеличителя сцепного веса (гидравлического догружателя ведущих колес) имеет три положения. При верхнем положении гидроувеличитель включен. Крайнее нижнее положение — «заперто» соответствует выключенному положению гидроувеличителя при дальнем переезде навесного агрегата, среднее положение— включенному положению гидроувеличителя при работе в поле.

Рукоятка 13 управления жалюзи радиатора установлена рядом с щитком приборов. Перемещением рукоятки вверх жалюзи открываются, перемещением вниз — закрываются.

Рычаг 17 управления тормозами прицепа расположен с правой стороны от тракториста. Тормозят прицеп перемещением рычага назад (на себя).

Рычаги 20 управления силовыми цилиндрами навесной системы размещены на распределителе. Левый рычаг управляет правым выносным цилиндром, средний — левым выносным цилиндром, правый— основным цилиндром. Рычаги имеют четыре положения. Верхнее положение — «плавающее». Перемещение рычага вниз соответствует последовательно положениям «опускание», «нейтраль» и «подъем».

Рулевое колесо 23 используют для поворотов трактора. Направление движения трактора соответствует направлению поворота рулевого колеса.

Рычаг 24 управления ВОМ (или приводным шкивом) имеет три положения: переднее — ВОМ (шкив) включен, среднее — нейтральное, заднее — выключен.

Тяга 25 привода защелки горного тормоза соединена с защелкой. Перемещая тягу вверх, при выжатых педалях тормозов, фиксируют педали в положении торможения.

Педаль 26 блокировки дифференциала соединена с блокирующей муфтой. Нажимая ногой на педаль, включают блокировку.

Рукоятка 27 переключения заднего ВОМ с независимого на синхронный привод действует на муфту переключения. Перемещением рукоятки вперед включают синхронный привод, назад — независимый.

Тяга 28 включения бокового ВОМ и компрессора (если они установлены на тракторе) может перемещаться в вертикальном направлении. При перемещении тяги вверх ВОМ и компрессор включаются, вниз — выключаются.

Рукоятка 30 включения насоса установлена на приводе гидронасоса. Рукоятка имеет два положения: верхнее — насос включен и нижнее — выключен. Для перемещения рукоятки необходимо оттянуть рукоятку с фиксатором.

На щитке приборов расположены следующие контрольно-измерительные приборы.

Амперметр 12 показывает силу зарядного или разрядного тока в цепи аккумуляторных батарей.

Манометр 15 показывает давление масла в главной магистрали смазочной системы двигателя.

Термометр 16 показывает температуру воды в системе охлаждения двигателя.

В отличие от трактора МТЗ-50Л в тракторе МТЗ-50* имеется включатель стартера.

* В дальнейшем условно принято, если тракторы МТЗ-50 и МТЗ-50Л не имеют различия, указывается марка МТЗ-50.

3. Органы управления трактора ЮМЗ-6Л/М:

1 — включатель «массы», 2 — педаль левого тормоза, 3 — педаль правого тормоза, 4 — кнопка центрального переключателя света, 5 — включатель света задних фар, 6 — контрольные .лампы (только у трактора ЮМЗ-6М) указателей поворота, дальнего света и включения массы, 7 — амперметр, 8 — указатель уровня топлива, 9 — манометр масла, 10 — термометр воды, 11 — манометр воздуха, 12 — рукоятка управления шторкой радиатора, 13 — рычаги управления основным и боковыми цилиндрами навесной системы, 14 — ручной рычаг управления подачей топлива, 15 — звуковой сигнал, 16 — переключатель вентилятора и плафона, 17 — рукоятка управления воздушной заслонкой, 18 — рычаг переключения передач, 19 — рычаг ручного тормоза трактора и прицепа, 20 — педаль блокировки дифференциала, 21 — педаль управления подачей топлива, 22 — педаль сцепления, 23 — педаль защелки, 24 — переключатель света передних фар, 25 — ключ включателя стартера (трактор ЮМЗ-6М), 26 — штепсельная розетка переносной лампы

Иллюстрация к статье `Управление трактором - §  1.  Общее  устройство  трактора`


 Ключ 11 включателя стартера имеет три положения: нейтральное — «выключено», первое положение при повороте по часовой стрелке — «включены свечи накаливания», второе — «включены свечи накаливания и электростартер». В нейтральное положение ключ возвращается автоматически под действием пружины. Контрольный элемент 14 показывает степень нагрева спиралей свечей накаливания.

Подобные органы управления и контроля расположены и в кабине трактора ЮМЗ-6Л/М (3).

Включатель 1 «массы» аккумуляторных батарей расположен на полке с левой стороны (на тракторе МТЗ-50 он расположен под сиденьем с правой стороны). С его помощью аккумуляторная батарея соединяется с «массой» трактора нажатием на горизонтальный шток. Выключается «масса» нажатием на вертикальный шток.

Кнопка 4 центрального переключателя света может быть установлена в трех положениях: утоплена до упора — выключены передние фары, передние и задние габаритные фонари, фонарь освещения номерного знака и лампы освещения щитка приборов; выдвинута наполовину— включены передние и задние габаритные фонари, фонарь освещения номерного знака и лампы освещения щитка приборов; выдвинута полностью — включены передние фары, передние и задние габаритные фонари, фонарь освещения номерного знака и лампы освещения щитка приборов.

Рукоятку 12 управления шторкой радиатора вращают по часовой стрелке, если нужно поднять шторку и закрыть водяной радиатор. Чтобы опустить шторку, следует нажать на рукоятку, переместить ее вниз на 3—4 мм и вращать против часовой стрелки.

На щитке приборов трактора ЮМЗ-6Л/М дополнительно установлены следующие контрольно-измерительные приборы.

Указатель 8 уровня топлива показывает уровень топлива в топливном баке.

Манометр 11 воздуха показывает давление воздуха в пневматической системе трактора.

На тракторе ЮМЗ-6Л/М отсутствует гидроувеличитель сцепного веса.


2008-2018©